Меню

Традиционный певец стр 2

буддийской литературе философских бесед (диалог) еще включён в повествовательный текст, беседа наставника с учеником преподносится как откровение истины. Учитель авторитарно излагает доктрину, слушатель внимает ему, выражая своё согласие. В классической Греции 4 в. до н.э. философский диалог впервые стал самостоятельным жанром с особым присущим ему недогматическим способом разъяснения философской мысли..."[1] К примеру, в Древнем Китае существовала мистическая школа Минцзя. "...Минцзя (кит.букв. – школа имён). Одна из шести философских школ Древного Китая, называемая также школой логиков, софистов и диалектиков ("спорщиков"). Занимались проблемами связи "имен" – мин (и "действительности") ...Представители Минцзя славились умением спорить, прибегая при этом к помощи парадоксальных утверждений..."[2]

       Поддерживая мнение Е.Д.Турсунова о том, что тип акына и развившегося на этой основе жанр кайым-айтыса, которому автор приписывает более древнее происхождение, чем жанр бадика и жар-жар («Происхождение....» стр. 160) хотелось бы добавить, что все типы айтысов, прежде всего, основывались на первичном знании мистического развития мира и передаче этого знания следующему поколению.

     То, что древний человек ставил перед собой задачу развития интеллектуальных способностей, как один из основных методов постижения Истины говорят огромное количество пословиц, поговорок и загадок, которые сочинялись в связи с вышеуказанной целью. "...Чтобы составлять их (загадки, курсив мой) необходимо хорошо владеть способностью отвлечённого сравнения. Кроме того, нужен необходимый запас знаний, чтобы этот процесс стал общедоступным и из серьёзного перешёл в игру..."[3]

    То же самое касается и жанра айтыса, от высокого магического искусства он приобрёл более бытовые формы. Древний человек, который в исконе был богобоязненным, понимал, что он обладает способностью мыслить и главное ставил перед собой цель развития ума.

     Понимание Истины как соответствия знания вещам восходит, как отмечалось выше, к мыслителям древности, в частности к Сократу, Платону, Аристотелю. "...Важнейшей заслугой Сократа в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения Истины. Если ранее мыслители догматически постулировали основные принципы своих учений, то Сократ стремился критически обсудить все возможные точки зрения, в силу этого он считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробуждать в других стремление к Истине..."[4]  "...Сократ видел свою задачу в том, чтобы беседуя и ставя новые и новые вопросы, побуждать других самим находить Истину..."[5]

     Истина внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Это не склад готовых и исчерпывающих ответов, а процесс их достижения, движения от знания ограниченного, приблизительного, ко всё более всеобщему, глубокому и точному. В связи с этим диалог и связь с Учителем были просто необходимы, если учесть, что основной целью мистического учения является принцип борьбы с собой или со своим эго (негативным началом). Изжить из себя вышеуказанный негатив является приоритетным моментом духовного пути. Он, то есть ученик, должен был со спокойствием вытерпеть колкости Учителя, а если сможет ответить ему в должной форме. Благодаря именно такому началу стало возможным развитие жанра айтыса, который впоследствии принял черты "гротескного реализма" (термин М.М.Бахтина)[6] Вышеуказанный жанр айтыса-обучения останется, разовьётся и перейдёт в форму айтыса-благословения. Вопросы Учителя Ученику задавались в эзотерической форме. К примеру, когда Нурым жырау давал благословение (бата) Кашагану то спросил его:

"Үдірегелі Хауа анадан,             

Қанша заман өтті арадан?          

Дүниенің басы неден жаралған? 

Жер мен аспан бұ не зат?           

Мақұлық қалай тараған            

Адам, Лаухы, Ғалам?.."               

 

 

"Сколько времени прошло

Со времен матери нашей Евы?

Из чего произошел мир?

Что такое земля и небо?

Как произошло все живое?"

 

 

Ответ Кашагана:

"...Иманнан жарық болмайды,     

Таспихқа айтып санаған.               

Жұмаққа барад дейді тергеусіз,     

Алласы анық қалаған.                    

Дүниенің басы әуелі              

Меруерт тастан жаралған.           

Меруерт тас еріп су болған,     

Судан түтін бу болған,             

Аспан, жер содан жаралған.        

Адам,лаухы,ғалам,абзал              

Баршасы,                                       

Сол заттан дейді жаралған..."           

 

"Перебирая четки с зикром

на устах –

Вот лучшее для веры,

По изволению Аллаха лишь такие

Без суда окажутся в раю.

А мир был создан из

Камня драгоценного,

И камень тот, расстаяв

В воду превратился,

Затем он паром стал.

И небо, и земля, и человек,

Вселенная, и космос

Произошли из камня

Драгоценного того... "

 

 

(Там же) Нурым:

"...Екеу жансыз, екі арам         

Бейішке кім ед баратын?            

Дүлдүді мініп парлатқан,           

Кәпірдің шәрін қандатқан,          

Шәhимәрден Ғалиге                    

Жәбірейіл келгенде,                     

Неше қылыш келген екен            

Жәннәттан?                               

Ніл дарияның көпірі                         

Болған екен не заттан?                

Көлде жүрген күмпілдек,            

Судан даусы шыққан әупілдек,     

Бұл болған екен қай жақтан?             

Суда жүрген ит балық,                  

Неден азған екен бұ халық?          

                                                    

 

 

"...Двое без души,

двое нечистых попадут в рай,

кто они?

Во время схватки с неверными

Хазрету Али было ниспослано откровение,

Перед ним предстал архангел Гавриил,

Сколько же мечей было ниспослано тогда

Ему из рая, как помощь в этом бою?

Как произошел мост

На реке Нил?

Какой народ превратился в рыб?

 

 

Ответ Қашағана:

...Бірінші айтқан жұмбағың –        

Әзіреті Мұса Пайғамбар.               

Аршы ағланы кезгенде,                

Екі арамы дегенің:                        

Еріп барған қасыңа,                      

Қытымыр деген қызыл ит,            

Жеті қазынаның бірі еді.

Екіншісін айтайын –                      

Астына мінген есегі...                   

Екі жансыз дегенің –                    

Біреу Айсаның асатаяғы,              

Біреуі Ідрістің киген кебісі.               

Естуіміз шын болса,                      

Сол төртеуі Нұреке,                       

Тергусіз барады дейді бейішке,     

Дүлдүлді мініп парлатқан,               

Кәпірдің шәрін қандатқан              

Шәhмардан Ғалиге                        

Жәбірайіл келгенде,                      

Келіп хабар бергенде                    

Хамсас пенен Самсадай,                 

Зұлпықар мен Зұлқажжа –             

Жәнеттен келген мәрт қылыш,       

Ұрыс сайын әр жерге                    

Заманда өткен баяғы                     

Барған екен төрт қылыш,             

Болмаса да аяғы.                          

Перғауын мен Мұсаның,

Көп соғысы болғанда,

Ніл дарияға ұрғанда,

Көпір болған деседі

Мұсаның аса таяғы...

Суда жүрген ит балық –

Перғауынның әскері,

Қарғаған соң құдайым,

Осылай азған дейді бұ халық".

 

 

 

"...Твоя первая загадка -

О Пророке Моисее.

Когда он странствовал,

рядом с ним были двое нечистые:

одна из них собака, красного окраса -

Одно из семи драгоценностей.

Второй была его ослица,

На которой он ехал...

Двое без души –

Одна из них – палка Айсы (Иисус)

Вторая – сапог пророка Идриса.  

Если правда то, что мы слышали,

Эти четверо, Нуреке,

И попадут в рай без суда.

Хазрету Али, взнуздавшему скакуна, 

В борьбе против неверных

Явился архангел Гавриил,

И послал ему откровение,

Вместе с заговоренными мечами:             

Хамсас, Самса, Зульфукар и Зулькажжа,

Они были с ним во время каждой битвы,

В те далекие времена,

Несмотря на то, что не было ног

У этих четырех мечей.

<span style="font-fami