Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 102,103,104

№ 102.Стр.251.(«Табигат неше турлi жан жаратты...”).

Природа сотворила много разных душ,

Больших и малых тел, что окружают нас.

И нет во всей вселенной лишнего творенья,

Всё к месту,  их бесконечное число.

 

И кто-то слов моих понять не хочет,

А есть и те, кто Разумом их внял.

Вода и ветер, камень и песок, трава и небо-

Всё есть живое во вселенной, а значит и с душой.

 

Кому-то срок придёт уйти,

Чтобы расстаться жизнью,

И ты причиною в том будешь,

Ломая всё в пути, и вред неся.

Смотри внимательно,

Будь осторожен, не навреди природе,

Ведь это всё вокруг тебя живое.

 

Вот посмотри, узор на камне,

Подумай, кто бы мог оставить этот след?

Ведь если вдруг трава завянет – не умрёт,

И этим взглядом оцени природу.

 

Есть мощные и слабые созданья, 

Кто семена оставит нам, кто без семян проводит жизнь.

И все они живут, развив стремленье к росту,

И  среди них  есть разные  на вкус.

 

Лишь обладает человек такою сложною и развитой душой,

И всё здесь для него – хорошее, плохое,

Пред ним весь мир стоит, 

Который был разложен по порядку,

И создан  по уму.

 

А что любить, иль не любить, 

Твоё то право,

И страсть и ум  - в твоих руках.

И есть Хозяин твой, что создал нас для испытанья,

И ты пройдёшь через него однажды.

 

Известно, зверя с человеком не сравнишь,

Ведь он и разумом не наделён изрядно,

Таким коварством как у человека он не обладает.

Всё окружающее нас – деревья, воду и траву,

Считаем неживыми мы,

Коль нет в них  чувств и знаний.

 

Ну а теперь, давай подумаем над этими словами, 

И вывод сделаем из них.

Чем отличается невежда и глупец от зверя?

Коль их сравним, нам сразу станет ясно.

 

И лишь глупец найти не сможет тех качеств человека, 

Что дикостью назвать лишь можно,

Пусть станет то для нас единственным и верным знаком.

Внимательно прочти последующие строки,

Как может человек себе подобное позволить?

 

И лень, и зависть, ярость, хвастовство,

Коварство, ложь, 

Не приближай к себе того и честь свою ты с детства береги.

Ведь всё плохое вырастет на том –

И легкомыслие, и пьянство, воровство.

 

Сравни лентяя  с мертвецом, 

Чем отличаются они?

Похож такой  на старый и протёртый тарантас,

Что к делу применить негоже.

 

А вот хитрец, мошенник,

Рождён он был коварным быть.

В нём нет давно ни человечности, ни милосердья,

Рычит он втайне на людей, и выследив добычу,

Бросается за ней.

 

Чем отличается хвастливый от быка?

Коль даже бык и остановится однажды, 

То наш герой уж никогда.

Он выпучит глаза свои, на раскрасневшемся лице,

И подбоченившись перед народом,

 Грудь выпятив сперед,  стоит,

 Мол, есть ли его лучше в той округе.

 

 

 

Завистливый  не лучше обезьяны,

 

И гложет, бедолагу зависть, как будто бы на ней сошёлся клин.

 

Ведь подражает человеку обезьяна,

 

И этот словно та мартышка,

 

С собой не в силах сладить.

 

 

 

Теперь давай «похвалим» злого человека,

 

Сравнив его с рассвирепевшим псом.

 

То проиграв одной, а то другую шавку искусав,

 

Рычит, кидается  на всех с налитыми глазами.

 

 

 

А щеголь наш пусть будет петухом,

 

Что перед зеркалом до бесконечности стоит.

 

Садится, взъерепенив свои перья, петушится,

 

Вышагивая по курятнику так важно.

 

Так оставайся ж, петухом, коль нравится тебе быть им,

 

И не очистив душу, ходи вот так,

 

И прихорашивайся вечно!

 

 

 

Ведь есть и разум у тебя, и мысль, и совесть,

 

Так будь же добр, моих ты слов не забывай.

 

Тебе придётся свидеться с такими,

 

Ты на себя со стороны взгляни, чтобы на них не походить.

 

                               («Звери и глупцы»).

 

№ 103.Стр.255.(«Таза арақты әкел, шырақ...»).

Так принеси же чистого вина, мой свет,

Хочу я быть подальше от страданий,

Свободен я и мысль моя есть рай,

Язык мой – соловей, а слово как родник!

 

И нет во мне страданий, нашёл мечту свою,

И этот свет, зажгла во мне Любимая моя.

Она мне занавес открыла,

Настал тот день, когда любви цветок зацвёл!

 

Лучей твоих достать не сможет

и солнца луч,

И брови словно молния, ресницы как огонь,

Не в силах я забыть твой образ -

и очи колдовские,

И косы, что похожи на расставленные сети!

 

Сквозь мысль мою прошли твои огромные глаза,

И след оставили во мне.

Как будто бы на праздник пригласили,

И нет покоя мне теперь!

 

Таинственности знак лежит на тех устах,

И так душа моя стремится к ним.

Она поцеловать желает их,

Но вот достойно ль тело моё бренное того?

 

И мои губы не сравнить с твоими,

к ним подошла душа моя,

иди же и поцелуем насладись,

А тело  пусть побудет в стороне.

 

Ты без единого изъяна, красавица моя,

Твой Лик лежит, прекрасный

На сердце у меня.

И всё ищу Тебя и как дитя рыдаю,

Так есть ли ты, во всей вселенной этой?!

 

И коль мои глаза насытятся тем Светом,

Так, что душа получит наслажденье в том,

И коли, в жертву будет тело отдано моё,

То нужно ли другое счастье мне?!

                                        1924 год.

 

№ 104.Стр.257.(«Талап деген бiр жуйрiк тулпар сынды...»).

Стремленье словно быстрый иноходец,

И не найдя разумного в том примененья,

Конь необъезженный и дикий

с ума сведёт того,

Кто сесть решил вдруг на него.

То в горы понесёт его, то оземь его бросит,

После чего и всадник 

своё желанье позабудет,

И больше не приблизится к нему.

 

А коль стремленье будет

с разумом в повозке,

И взвесит всё – хорошее, плохое,

То никогда не опозорит  человека ум,

Он многого достигнуть сможет,

И проигрыш его стезёй не станет.

 

И справедливость стремлению приносит пользу,

И взвесив всё, оно  к решению приходит,

Чтоб сделать так, к чему его стремление тянуло.

Обдумав тщательно всё дело-

Неверно ли оно иль верно,

Он разуму его исход объявит,

И предложенье будет принято на том.

 

И только мудрость мысли есть помощь для ума,

Основа в сердце, в голове же мозг.

И чтобы не стремилась мысль к никчемности пустой,

Есть шесть основ, которые стремленью могут пользу принести.

 

Достоинство, Честь иль Совесть, Терпение и Стыд,

И Милосердие, и Осторожность.

И главное среди шести  - Достоинство ,

Ему отдали повод мы,

И так решили дело.

 

Достоинство себя не возвеличит

И унижать себя не станет,

Не двинется пока в том деле,

Верного не сыщет,

Ведь к каждому должно оно, подумав, обратиться.

К примеру, жалость - Милосердия основа,

Которое жестокость в ход пустить не смеет.

 

И человечности и чести результат –

То наша Совесть,

Что никогда солгать не смеет и в сторону плохую не уйдёт.

Вы правильно должны меня понять, читая эти строки,

И не спешите обвинять несправедливо.

 

Честь это то, когда не смеешь ты унизить человека,

Когда  с друзьями ты вперед стремишься, без зависти в душе.

И не тяни ты за ноги того, кто вдруг опередил тебя,

Ты сам стремись к достойному труду.

 

Коль ты случайно, издалека увидел то, что неуместно,

Срезая то в душе своей,

Так знай, что это Стыд и без него нам не прожить на свете.

Ведь говорят, что стыд страшнее смерти,

Запомни это, и не смей к греху тянуться!

 

Терпенье в каждом деле,

Есть то, что каждому из нас необходимо,

Благодаря чему мы Милосердие развить сумеем,

Ведь многие того, достичь и не смогли.

 

Внимательность развив, мы можем Осторожность сохранить,

Что даст возможность нам понять,

Где вред, где польза.

Коль все моменты сможем мы учесть,

Что видели, иль слышали о том,

Тогда и дела нашего исход мы будем точно знать.

 

А если к этому еще и Мысль, Стремление прибавить,

То будет этих качеств восемь,

Ну что еще осталось недосказанного нами?

Ведь добрый нрав из этого исходит,

Все эти качества нам совместить необходимо,

И к делу применить!

 

Животному подстать лишь будет тот,

Кто и развить не сможет этих качеств:

Терпенья, Осторожности, Стремленья и Ума.

Коль в человеке нет

Достоинства, ни Чести, ни Стыда, ни Милосердья,

Так лучше умереть, чем эту землю грязью обливать!

               («Стремление и разум»).