Меню

Шакарим Кудайберды улы № 21

№ 21. Стр. 51.(«Басында жан мен дене екi баска...»)

И тело и душа два разные начала:

Душа не может жить спокойно, 

И требует развития она.

Но тело, словно чаша для души,

И нужен ей уход, 

чтоб не испортилось оно.

 

Теперь опишем их движенье,

Прислушайтесь к моим словам.

Душа и тело, словно два супруга,

И состоянье наше от их соединения зависит.

 

Природа всякий раз различна,

Как завтра повернёт она, нам неизвестно.

Отец – душа, а мать есть тело,

Вот почему и чувства наши так различны.

 

И тянет нас то к доброму,

А то - к плохому,

Куда нас чувство поведёт – тому и быть.

Коль суждено победу телу одержать,

Порок наполнит душу,

И пустота нас околдует.

А коль душа одержит первенство в бою

Так совесть к пробужденью тянет,

И мы плохого не узнаем.

 

Душа хранит себя от побрякушек,

К которым тело тянется как к меду,

Бессмертная душа всё к вечному стремится,

И если мы идем к тому, то радостна она.

 

Стремленье к знанию, к наукам,

Всё душу нашу беспокоит.

Но тяжесть тела мешает ей.

И рвётся к ценному душа, 

Страдая  в этом теле,

Куда же деться ей, ведь в нём живет она.

 

Душа стремится к Истине,

чтобы познать все тайны мирозданья.

Но тело бренное все давит вниз его,

Ведь суждено ему уйти, в конце концов.

 

Ребенок в детстве словно мотылек,

Несется радостно познать сей мир.

Тогда душа огромна в этом малом теле

На деле ты мои слова проверь.

 

Желанье наше стремится тело ублажить,

И так довольно  этим будет,

И позабудет всё, что душу так волнует,

Готово всякий раз свернуть с дороги.

 

Так постепенно тело, притянув к себе,

Забудет обо всем,

И разовьется в нем бахвальство.

Лень завладеет им,

И о стремлении души своей 

оно и думать позабудет, 

Застрянет так на перепутье,

Но  победить себя не сможет.

 

И разве верно будет то, чтобы душа 

Лишь похвалой была довольна?

Что станет с ней, подумай?

Коль не найдет того, 

к чему стремилась, 

и так в отчаяньи уйдет.

 

Вот тело и душа, 

А вот и чувство наше,

И что ж, кому же над собой,

Ты властвовать дал волю?

С чем ты останешься, в конце концов,

Кто друг тебе, кто враг?

 

Смотри внимательно: душа – ты сам,

А тело бренное одежда для тебя.

Прикрасы внешние, бахвальство 

- подарок для него,

Что пользы никакой душе не принесут.

И ложь твоя не может пищей стать душе,

Какую ей принёс ты пользу?

 

Обремененная душа  никчемностью  и страстью,

Коль каждый день лишь праздностью доволен будешь,

Так сложно будет ей, душе, спасти себя.

Стремись к достойному, к познанию стремись, добро свершая,

И только так поверь в себя, на Бога положившись!

 

Мы  пищей свое тело ублажили,

И  привязали к нему душу.

Едой и сладким сном 

наполненное тело - 

Как от судьбы избавиться такой?

 

Бездельника и разгильдяя живым не назовешь,

И это худшее для знатока. 

Безграмотный невежа, и лентяй, 

что не стремиться к знаниям и делу  -

Живой мертвец и только так назвать его не грех.

 

Так береги себя ты с детства,

Не наполняй же душу хвастовством и ленью, 

стремлением к пустому.

Коль втянешься, так знай -

Ты как лиса окажешься в капкане.

 

Коль злоба победит, подточит разум человеку,

Полезные дела свершить не сможет он

и думать перестанет. 

Останови себя пока не поздно,

У ярости и пьянства есть продолжение свое.

 

Вот кто-то к внешнему стремится лоску,

Как малое дитя обновкою хвалясь.

Пусть будет все: одежда, конь, характер,

Но только к доброте стремись,

Чтобы свершить полезные дела.

 

Ты должен знать, что означают те дела большие,

Должны лишь пользу принести они,

Коль ты умен, никчемностью не стоит заниматься.

И не смотри ты свысока 

На всех людей, 

Как будто в первый раз их видишь,

Не должен от других ты отличаться.

                      («Душа,  тело и желанье»).