Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 43,44,45

№ 43. Стр. 114.(«Жаралыс басы-козгалыс...»).

Движение – начало всех начал,

Что без причины двигаться б не стало.

Или Душа основа  эта, 

или Причина в том какая,

Но именно она и сотворила мирозданье,

И должен силу эту ты познать.

 

И без вселенского движенья, 

Не сдвинется, не разовьется,

И расцвести ничто не сможет,

А что и не растет и вид свой не изменит.

Лишь только то движение и было их причиной, 

И эволюция вселенская начало в том взяла.

 

Та движущая сила есть душа,

Она росла и развивалась, 

И размножаясь много душ дала.

Благодаря влиянию тех душ 

Огромное число родилось тел,

Причина этих тел и есть душа. 

 

Небесное святило, дает растениям всю силу,

А коль наступят холода, нет жизни,

и приходит им конец.

Но вдруг опять согреет солнце и дождь живительный пойдет,

И жизнь опять вселится в них и радостью наполнит души -

Вот в чем причина вся.

 

Известно всем, что семя содержится в яйце,

И ведь оно себе находит пропитанье.

Всё вырастет из семени, коль ты его посеешь,

И расцветет, дав и другому жизнь.

И если соберешь ты урожай, 

То не умрет его основа.

 

У всех живых существ есть семя,

Которая затем в основу женскую заложена и будет.

И развиваясь так, из крови примет очертанья тела,

Изменится и наберется сил,

Ведь вам знакомо это состоянье.

 

Ну как не может разум всё это понять?

Ведь тело душу прикрывает.

И первый познающий разум, 

стал свойством человека,

И разве может быть другая правда, кроме этой?

 

Я говорю то молодым, 

Что опьянели от чистого вина.

И не направлю слов своих глупцам и пустобрехам,

Что яду напились и хитростью своей вооружились,

Такие и не поймут тебя, 

а только лишь кивнут пустою головой.

 

Не понимают Истины догматы,

Высокомерные, завистливые люди.

Которые твердят, 

что душу по пути вдохнул Господь,

Вот так и будут шариат нам "разъяснять",

А голова, меж тем пустая.

 

И догма требует от нас:

«Верь мне, ведь я права».

Заблудшую религию предметом называют.

Не понимая смысла слов святых,

они твердят,

Что рух, есть «жан»,[1]

Нет ничего грешней того.

 

Рух – это чистый разум, вне всяких догм,

Очищенный от страсти -

Деяния Чистейшего всегда верны.

Не тот, что у животного находим мы,

Прислушайся к моим словам.

А коль не веришь мне, прочти святой Коран.

 

У многих небольшой умишко есть, 

К примеру, у зверей, что для коварства, ловкости им дан.

И у растений чувство есть,

Коль есть цветы, что мошек пожирают.

Не веришь мне, спроси же у вселенной.

 

У не развивших свою душу, лишь эго есть, оно ему начало.

Пусть это человек, пусть зверь – одно и тоже.

Посмотрят лишь поверхностно и не поймут в чем дело.

Какой мулла, заблудший, всё это смог понять?

 

И все они горазды толковать Коран,

Коль скажешь что-то против, заверещат тебе в ответ все муллы.

Есть множество ошибок в тех тафсирах,

Что не смогли святую истину понять,

Они познанья потеряли нить.

 

И атеист, что начитался разных книг,

И тот догмат,

Не смогут никогда поверить тем словам.

Высокомерью их конца не видно,

И бросить свои старые привычки они не захотят,

Упрямо следуя за ними,

Так как не терпят истины слова.

 

Попробуй что-либо сказать в ответ такому,

Он встанет на дыбы, доказывая правоту свою.

Ведь трудно поломать мышление догмата,

Его охватит зависть, злость и ярость,

/Ведь  унизительным сочтет он для себя,

Смириться с правотой моей/,

Ну что же он ответить сможет, 

коль доказательств нет?

 

И высоту собою меря, и атеисты и догматы,

Никто из этих двух  

Найти не сможет золотую середину.

Вот так, связав себя уздой,

Он будет, как животное ходить,

Не в состоянии на чистый разум опереться. 

 

И не желая подчиниться, он будет постоянно сомневаться, 

Ершиться, враждовать с тобой.

Но все  равно, попав ему однажды в мозг,

Мои слова замучают его,

Хоть даже этого мы не увидим.

 

Себялюбивое, самонадеянное эго!

Что тут же будет наготове.

Уставив очи в темноту,

Ну как на Истину оно посмотрит?

Коль недосуг рукам  до разума добраться.

 

Предав свой ум коварству, зависти и злобе,

И сам того, не понимая,

Он пьет свой яд, как будто это мед.

Душа больная в этом здравом теле,

И не дается вылечить себя.

 

И пьяницей меня ты назовёшь,

Слова мои услышав,

А пьянство то приносит радость мне.

Попробовал бы выпить то чистейшее вино, 

Увидел бы все сам.

(Так сам бы опьянел от истины такой),

И понял бы слова, что исцеление приносят.

 

Но если не подходит этот Путь,

То докажи неверность этой сути.

А коль не понял ты, ну что поделать мне 

Я ухожу, а вы все оставайтесь,

Друзья мои,  подстать животным!

 

Не надо, не гори как пламя, мое сердце! 

Придет твой час, и ты возьмешь своё...

Наследие оставить должен каждый за собой,

Придут и после нас потомки,

Они оценят верность слов моих.

 

Лишь Истиной довольствоваться станет чистый разум,

И  за сомнительным не устремится вслед.

Коль встретится, со знающим на перекрестке,

То Истина не остановится в пути,

Достойный не станет душу продавать.

 

Но коли ты, так сердишься на то, 

Что пониманием никто тебя не встретил,

Так знай, что цель твоя лишь похвала и лицемерье.

Ты взвесить должен разумом все это,

И завесу одеть от лавр,

Не приближайся к хвастовству!

 

Люби же всех, и состраданье прояви,

И каждому лекарством стать сумей.

И пусть хоть золото из уст твоих польется,

Как с родника течет лучистая вода,

И даже так, не уступай тщеславью своему, взрастив всю страсть,

Не попадайся ей в капкан!

 

№ 44. Стр.120.(«Жар кормеген надандар...»).

«Кто твой Любимый?», - вопрос ученого – глупца,

Смеётся надо мною он, не видевший Тебя.

Как будто нет души у тех невежд,

Напичканных томами умных книг.

 

И если призадуматься, они как будто труп живой, 

Как сани, что бездумно мчатся с высоты.

А ведь людьми себя считают,

И на себя со стороны смотреть никто не хочет.

 

Так дай же Ты мне свой кинжал,

Я этому тупице, разрежу чрево,

чтобы его очистить.

Пусть Луч твой осветит его, 

И лишь тогда он оживет. 

 

О, мое сердце освященное Лучами,

Получит Свыше знак оно.

И та надежда, что получил я от своей Любимой,

Поможет мне разрезать гору, словно хлеб.

 

А если кто увидит Лик твой светлый,

В безумстве опьяненный, 

Пусть молод он, иль стар,

Познает Бога и поймет -

"Бездумное не сможет сотворить все это"

 

Ты колдовским посмотришь взглядом-

В ответ природа даст, огромные плоды,

Что за поклон себе сочтешь Ты.

А если проклянешь кого,

Та пуля без ошибки попадет,

И никуда ему не деться.

 

А коли, скроешь ты свой Свет,

Вселенная оденет саван,

Но если  Свет твой слишком ярок будет,

Глаза сгорят мгновенно у того.

 

Так будь добра, прошу Тебя! 

Свой мир ты постепенно  лучами озаряй,

И пусть вселенная Тебя познает.

И постепенно раскрывай ты свои тайны,

Так будет лучше всем, 

И это я люблю в Тебе!

           («Моя вера»  написано в 70 лет).

 

№ 45. Стр 122.(«Жас алпыстан аскан сон...»).

Перевалило мне за шестьдесят,

И скоро смерти час наступит.

Проснулся я от бренности, глаза открыв, 

Я Истины увидел свет.

 

Я пьян сегодня и безумно счастлив,

Напиток Истины испив волшебный,

Очистив сердца своего основы,

Я как ребенок стал сегодня!

 

Тут ангел вдруг позвал меня,

Не тело бренное, а душу.

Не лгу, то истины слова,

Не упирайся, друг, не надо.

 

«Что ты сидишь,

 Привязанный в темнице, бедолага,

Здесь то, к чему стремишься ты,

И незачем тебе крутиться!».

 

О, бренность, как будто бы мираж,

Дворец, что на песке построен!

И стоит ли так унижаться перед ней,

С  которой многие расстались до меня.

 

Жилище жизни нашей на ветру,

У миража надежда.

Свобода же в руках у озера безбрежного таится,

Там твоё счастье!

 

Кто может быть свободен,

Под этим куполом  зеленым?

Да, в бренном этом мире, 

Нет истинной свободы,

/К которой мы стремимся все/.

 

Держись, не стоит так грустить,

И будь доволен тем, что бог послал.

И не отказывайся ты от верной мысли,

Свободы нет нам здесь.

 

Коль даже улыбнется счастья твоего цветок,

Не говори, что обещанье было нам дано.

Мудрец не станет падать духом,

хоть знает, что цветок зачахнет все равно.

 

И верные слова и мысли глубина,

Не это ли судьбы подарок?

Так брось же, и не ругай меня

Не стоит так стараться, дорогой!

                                     1919 год.