Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 72,73,74

№ 72.Стр175.(«карангы мен жарыкты журмiз олшеп...»).

Знаком со светом человек и темнотой и радостью тепла,

И понимаем мы явлений этих смысл.

То сумрак, свет, то темнота.

Считаем годы, месяцы, часы,

Секунды, что на тысячи разделит хроноскоп.

Все исчисленья до бесконечности поделишь ты, 

Коль сможешь глубоко задуматься над тем.

Какой конец широк, об этом мы узнаем,

Когда один из них до остроты наточим.

Благоухания цветок красивый дарит нам,

А если сосчитать нам этот аромат?

На сколько соль поделится частей,

Коль бросить в океан её?

Вот также и вселенная полна загадок,

Сказать что знаешь всё, 

То значит ничего не знаешь!

  («Мысли на горе» написано в 64 года).

 

№ 73.стр.176.(«Касына кылыш кайраткан...»)

Причина нашей мысли, 

воли и таланта, и речи, что звенит красноречиво,

Заставив мысль твою заговорить,

Когда врагу ты должен стать мечом,

А для друзей цветком душистым, 

То не душа, так говорят все наши  знатоки.

 

О, говорливые глупцы, идущие за ними вслед!

И мысли мало в них пытливой,

что душу не стремятся разумом познать.

И телу поклонившись своему,

Взяв за основу знания пустые,

Они лишь безрассудно о том толкуют,

Чего не понимают вовсе.

 

Душа в нас изначально есть,

Подумай же и разум разбуди,

И не пустым словам ты верь!

Нет в этом мире ничего, чтоб разум наш понять не смог,

И это качество в себе не убивай.

 

Был некий Август Конт, что жил до нас,[1]

И мысль свою оставил нам в наследство.

Он к телу, и к предмету живое привязав,

Сказал, как будто бы отрезал.

Стремление ума познать себя,

Назвал он глупостью и только.


О, вы, слепые бренные глаза!

Что так за новшеством стремятся.

Основы разума вы потеряли,

Впитав весь этот яд как воду, 

считая то за верный путь!

 

Не верь же чувствам тела своего, 

что изначально лжёт,

То как вода, что в решето налили.

Коль смог бы ближе подойти 

и это все увидеть,

Ведь тело, чувства всё нам лгут,

Подумай же над этими словами.

 

Ведь только нашему уму было дано открыть всё то,

Чем пользуются люди,

А он с душою связан.

Что значит радий, электричество?

Ведь не свалились с неба мы случайно.

 

Есть множество невидимых вещей,

Что управляются  душою нашей.

И спиритизм, гипноз, и телепаты,

Пакризм и лунатизм,

И магнетическое поле, сновиденья –

Всё это ложь?

 

Ты вникни, взвесь, подумай.

Да как же может быть, что нет души,

И разве это правда?

Но если  всё же ты  не веришь мне,

То я опять скажу тебе, подумай.

 

Ведь именно душа, что побуждает разум думать,

Его подвигла электричество изобрести,

Что мы увидели на деле.

И душу ведь никто не видел,

И кто её основы изучил?

 

Душа живёт и развивается  иначе,
Свобода ей дана.

Она глава для тела, а тело раб её,

И выполняет поневоле хозяина приказы,

Куда же деться ей?

 

Так почему душа главенствует над телом?…

А если было бы иначе, то свойствами души должно бы тело обладать.

Ведь именно душа первопричина всего живого на земле,

Что и развитию даёт начало,

Не говори, что тело разбудило душу.

 

Душа, в небытии родившись, 

создало тело из него,

Ну а затем его же и убила.

Так  бесконечные тела она создала,

И облекла их в формы.

Кто может это сделать, как не душа?

 

Из света стали паром,

Из пара в воду превратились,

Ну, а позднее, вода с землёй соединившись,

Родило нам покров зелёный,

И кто ж тогда хозяин телу?

 

Как будет тело жить, коль без души оно?

И как ему расти и развиваться?

Всему причиною душа, которая движением порождена была,

И только лишь она причина мирозданья.

 

Благодаря душе той первой

Произошло, позднее все живое.

К примеру, у растений душа слабее всех,

Но ведь из них был порождён животный мир,

И от последних произошел и человек

 

Та удивительная сила, 

Что научила нас и пить и есть, лежа в утробе,

Произвела на свет, ну а затем, поставила нас на ноги,

Назвав себя собой,

Вот так развилась жизнь.

 

Ну, как, теперь ты мне поверил?

И жизнь из пустоты зарождена быть не могла,

И пусть хоть кто об этом скажет,

Кто б ни был это,

Не верь такому мненью.

 

Ведь разум дан лишь человеку,

Пусть знатоку, невеже - все равно.

Не верь кому-то  -  Истине поверь,

Ведя свой ум, на поводу у мысли,

И не подумав  - не спеши.

 

Глаза ума надменно не вяжи,

Ведь это для тебя не сможет стать спасеньем,

Бразды правленья разуму отдай.

И не старайся следовать привычке,

Мол, так учили нас.

 

А если ты поверишь в сказанное мной,

Вот что ещё скажу тебе.

Ты призови свой ум к оценке,

Кто может быть единственным судьёй,

В том тонком деле?

Ведь разум только человеку дан.

 

Развитие вселенной этой –

Есть достижение души разумной!

И изначально в ней Ума великого

Основы есть,

Что так целенаправленно

Творенья все в порядок разложил, 

Ты вникни в это и внимательно подумай.

 

Посмотришь на меня, подумай,

Кто сделал так, чтоб смог ты видеть?

Не отвлекаясь на другое,

Внимательно же свое тело изучи.

Не может быть того, 

Чтоб были созданы тела бесцельно, безрассудно.

 

Ведь и в тебе есть искры разум,

Подчинено всё высшему порядку,

Во всей вселенной этой.

Не может это всё быть создано бездумной силой,

Не верь же книгам, что иначе говорят тебе.

 

Слова о том, что чувства наши материей порождены,

Быть верными не могут никогда.

Всё мирозданье  создано великим Высшим Разумом,

Благодаря чему оно развилось,

И как не знали мы об этом?

 

И разве может быть такая цель и разум 

у пустоты бездумной,

Как нам поверить в те слова?

И будет ли душа довольна ими?

И доказательства  людей, что не желают верить в Высший Разум, 

Достаточны не будут для ума.

 

От догмы отвернулись те,

Что не поверили пустому поклоненью,

Но «палку перегнув», ушли от Истины они,

Сказав, что нет её, души.

И вся вина лежит на проповедниках неверных,

Что веру задавили, они раскрыть не в силах все её основы.

 

Свобода и талант, истинное чувство,

Стремление к чему-то, мечта и цель, познанье,

И радость, и печаль, и смех, и злость,

Страдание при здравом теле…

Ну как такое без души возможно?

 

Так говорят психологи все наши:

«Ведь человек не зверь,

происхожденье тел у них различно

 Поэтому-то нет души у них»,

Как может этому нормальный человек поверить?

 

Существовать не может то, по их словам, 

Что глазу нашему не видно,

Но сами же свидетелями стали

Явлений уникальных во всей Вселенной нашей.

Но всё же, не поверив в то, 

что от души произошло живое,

Сказали, что не может быть её.

       («О существовании и о душе»)

 

№ 74.Стр.183.(« катындар жас баласын кутедi...»).

Ухаживают женщины за чадами своими,

Сил не щадя.

Лишь только подрастут, как тут же подзатыльники пойдут,

Как будто бы они чужие им.

 

То бренный мир, который

На головы мужей умнейших,

страдания и муки посылает, 

И блага все даёт невежам глупым,

И их желанья выполняет без мучений.

 

Посмотришь, так похож на женский,

Нрав бренной нашей жизни,

На тех, кто бьёт своих детей, презрительно ругая.

О, как она надменна, беспощадна эта самка,

К тому, кто беспокоен и умён,

И разум милосердный свой познанью посвятил!

 

Жестокая, холодная она,

Как может оценить она достойного значенье?

И потому  за этой бренностью я не спешу, 

Не стану я просить ее о том, 

чтоб мимо не прошла она,

Моя могила для меня спокойней будет!

 



[1] Конт – Август Конт родился в 1797 году, скончался в 1857 году.