Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 90,91,92

№ 90.Стр.221.(«Ойланыз, акыл-бiлiм кайда болмак...»).

Подумайте, какую роль играют в нас

Познанье, разум, ум.

И верить, познавать и соглашаться – то дело нашего ума,

Лишь только он поможет различить 

Где польза нам, где вред.

 

И боль, и наслажденье – то тело ощущает наше,

Глаза бросают взгляд, а ухо наше слышит,

Нос запах чувствует, язык даёт о вкусе знак.

От пятерых сигнал получит мысль и в мозг отправит с тем,

Чтоб взвесить чувства те и верное избрать.

 

И мысль тогда закладывает множество различных мнений,

И взвешивает всё, чтоб верное избрать.

И если вдруг понравится одно из них,

То вздрогнет сердце справедливое твоё.

 

Наш господин – есть наше сердце!

И лишь оно даёт нам верный знак

О том, что мы избрали.

И верность наших мыслей различить нам должно, 

Внимательно прислушавшись к себе.

 

И, коли, сердцу твоему понравится то мненье,

То головой кивнёт оно, как будто «ладно» говорит.

А если не по нраву ему избранное дело,

То задрожит оно брезгливо, не принимая эту мысль.

У сердца твоего нет языка, в том его свойство,

Пойми же то, и стань помощником ему,

И облегчи свою же участь.

 

У нашего народа привычки нет,

Все мысли упорядочить свои и к делу применить умело.

Понравилось бы это страсти нашей,

И всё, закончено на том.

Так, положившись на «авось»,

Ждут они пользы от того,

Что постоянством быть не может.

 

И взвесив всё по своему на то уменью,

Они стараются обдумать всё как могут.

Так разболится голова у бедного казаха,

От долгих, для него мучительных раздумий,

В конце концов, он вредное за пользу примет,

И остановится на том.

 

У вероятности есть два решенья, как известно,

И там же есть и вред и польза…

Как можно не приметив цель,

Стрелять невесть куда, с закрытыми глазами?

 

И так вот делают дела казахи наши,

Какая ж польза от того?

В конце концов, то дело вредным выйдет непременно,

Которое его на смех поднимет пред людьми.

 

Вот так, продав и честь, и совесть, 

Благодаря коварству своему,

Он душу разорвёт на части,

Бахвалясь каждому о том, что выгоду нашёл.

И так вот научившись коварству друг у друга,

В конце концов взойдут на эшафот,

Чтобы себя на нем и вздёрнуть.

 

Такое легкомыслие, бахвальство и коварство,

Всю душу вытрясут его и опозорят перед всеми.

И изворачиваться так на все лады,

Чтоб страсти угодить!

Так честь свою и потеряешь, друг,

И будь же осторожен.

 

У легкомыслия конец такой, запомни, и с ней

Надолго нам придётся распрощаться с радостью в душе.

Поспешность, зло, коварство и бесстыдство -

Все эти качества друзьями дьявола назвать мы можем.

 

"Да Бог же нас простит, -

Сказав такое, поспешно совершают грех они,

Вот так теряют честь и совесть и душу продают свою.

И не покаявшись ни в бренности,

И ни в последний час,

Все те грехи ударят в сердце их однажды!

           («Очевидное и невероятное»).

 

№ 91 Стр.224.(«олiмнiн хак екенiн корсен де...»).

Хоть знаешь ты, что день кончины неизбежен,

Сквозь эту жизнь локтями пробиваешься, как можешь,

Как будто не коснётся смертный час тебя.

Ведь знаешь ты, что в ад за это угодишь,

Так нет, всё больше в грех впадаешь.

И также понимаешь то, 

Что поощрение получит человек от дел богоугодных,

Но нет, всё ленишься и спишь,

Как будто в этом жизни смысл.

Ведь Бог даёт и чистый хлеб и одеянье,

Но всякий раз ты к неугодному прокладываешь путь,

Чтоб страсти угодить своей.

Снаружи ты хорош,

И  прихорашиваться любишь,

Да вот порок наполнил твоё сердце,

И нет стремленья вычистить его.

Считая верным и обман и лицемерье,

Стреляешь в человека, словно в зверя.

Итак, узрев однажды выгоду

И поощренье получив от этой бренности презренной, 

Ты продаешь и честь свою и совесть.

А коль придёт последний час, предписанный от бога,

Невольно затвердеешь, словно чёрный камень,

И слово покаянья вымолвить не сможешь.

(«Ненасытная страсть,                                   

  неустойчивая бренность»).

 

№ 92.Стр.225.(«омiрдiн унап ойыны...»).

Понравились мне игры этой жизни,

И я играю с ней, как будто в шашки.

А тут земля объятия свои открыла:

«Иди, быстрей, ложись в могилу!»

 

Ведь ты мой срок,  а я же – пешеход,

Но как же выиграть тебя?

Как выше мне пройти, чтобы победу одержать,

И мат поставить королю?

 

Я постепенно к звёздам пробивался,

Сквозь тернии густые, 

И занял место для гостей.

Вот так от бренности проснувшись,

Я сам же сроком стал.

Так пой же мой язык, скачи как иноходец!

 

Но если свет и облик твой 

Я описать не в силах буду,

И если слов моих не хватит тайн твоих раскрыть красоты,

Так ты язык мой расстреляй,

Коль мне судьба такая!

 

Коль ясно не сумею свет увидеть твой,

И последовать за словом

Что Ты скажешь мне,

Коль я душу не сумею на твоём пути 

отдать,

Так уйди же ты, как солнце

Не показывайся мне!

 

Если я не дам Тебе удержать себя,

И не станешь Ты моим единственным желаньем,

Если сердце не захочет

Бить тебе поклоны,

Так убей же ты меня, утопив меня в крови!

 

Тело всё моё очисти,

Душу вынь, сожги её,

И к себе не приближай, 

коль на сердце будет копоть!

 

Ты владыка - я бедняк,

Так прошу,  не уходи,

Одари волшебным  взглядом,

Своего раба.

Или мне уйти тихонько,

Слова не сказав,

Когда душу испустить час придёт последний.

 

Ведь я же был рабом своего познанья,

С ним бродя по белу свету,

Ум свой разбудив. 

Ты письмо любви на сердце написал,

По причине моего познанья.

 

Если даже не ступал я 

По следам Твоим,

И тайны те глубокие осознать не смог,

Если Лик увидеть нежный 

мне не удалось,

Но всё же получил я от Тебя,

Священный тот залог. [1]

 

Я тайной твоего письма, 

И яркими лучами,

Очистил своё сердце, на части разорвав! 

И с этих пор свободен я

от всех страданий, 

И большего себе я не желаю!

           («Моя вера», написано в 70 лет).

 



[1] Залог – аманат, чистая душа /сердце/, полученная каждым человеком при рождении. По суфизму человек обязан вернуть Господу такую же очищенную душу.