Шакарим Кудайберды улы №№ 90,91,92
№ 90.Стр.221.(«Ойланыз, акыл-бiлiм кайда болмак...»).
Подумайте, какую роль играют в нас
Познанье, разум, ум.
И верить, познавать и соглашаться – то дело нашего ума,
Лишь только он поможет различить
Где польза нам, где вред.
И боль, и наслажденье – то тело ощущает наше,
Глаза бросают взгляд, а ухо наше слышит,
Нос запах чувствует, язык даёт о вкусе знак.
От пятерых сигнал получит мысль и в мозг отправит с тем,
Чтоб взвесить чувства те и верное избрать.
И мысль тогда закладывает множество различных мнений,
И взвешивает всё, чтоб верное избрать.
И если вдруг понравится одно из них,
То вздрогнет сердце справедливое твоё.
Наш господин – есть наше сердце!
И лишь оно даёт нам верный знак
О том, что мы избрали.
И верность наших мыслей различить нам должно,
Внимательно прислушавшись к себе.
И, коли, сердцу твоему понравится то мненье,
То головой кивнёт оно, как будто «ладно» говорит.
А если не по нраву ему избранное дело,
То задрожит оно брезгливо, не принимая эту мысль.
У сердца твоего нет языка, в том его свойство,
Пойми же то, и стань помощником ему,
И облегчи свою же участь.
У нашего народа привычки нет,
Все мысли упорядочить свои и к делу применить умело.
Понравилось бы это страсти нашей,
И всё, закончено на том.
Так, положившись на «авось»,
Ждут они пользы от того,
Что постоянством быть не может.
И взвесив всё по своему на то уменью,
Они стараются обдумать всё как могут.
Так разболится голова у бедного казаха,
От долгих, для него мучительных раздумий,
В конце концов, он вредное за пользу примет,
И остановится на том.
У вероятности есть два решенья, как известно,
И там же есть и вред и польза…
Как можно не приметив цель,
Стрелять невесть куда, с закрытыми глазами?
И так вот делают дела казахи наши,
Какая ж польза от того?
В конце концов, то дело вредным выйдет непременно,
Которое его на смех поднимет пред людьми.
Вот так, продав и честь, и совесть,
Благодаря коварству своему,
Он душу разорвёт на части,
Бахвалясь каждому о том, что выгоду нашёл.
И так вот научившись коварству друг у друга,
В конце концов взойдут на эшафот,
Чтобы себя на нем и вздёрнуть.
Такое легкомыслие, бахвальство и коварство,
Всю душу вытрясут его и опозорят перед всеми.
И изворачиваться так на все лады,
Чтоб страсти угодить!
Так честь свою и потеряешь, друг,
И будь же осторожен.
У легкомыслия конец такой, запомни, и с ней
Надолго нам придётся распрощаться с радостью в душе.
Поспешность, зло, коварство и бесстыдство -
Все эти качества друзьями дьявола назвать мы можем.
"Да Бог же нас простит, -
Сказав такое, поспешно совершают грех они,
Вот так теряют честь и совесть и душу продают свою.
И не покаявшись ни в бренности,
И ни в последний час,
Все те грехи ударят в сердце их однажды!
(«Очевидное и невероятное»).
№ 91 Стр.224.(«олiмнiн хак екенiн корсен де...»).
Хоть знаешь ты, что день кончины неизбежен,
Сквозь эту жизнь локтями пробиваешься, как можешь,
Как будто не коснётся смертный час тебя.
Ведь знаешь ты, что в ад за это угодишь,
Так нет, всё больше в грех впадаешь.
И также понимаешь то,
Что поощрение получит человек от дел богоугодных,
Но нет, всё ленишься и спишь,
Как будто в этом жизни смысл.
Ведь Бог даёт и чистый хлеб и одеянье,
Но всякий раз ты к неугодному прокладываешь путь,
Чтоб страсти угодить своей.
Снаружи ты хорош,
И прихорашиваться любишь,
Да вот порок наполнил твоё сердце,
И нет стремленья вычистить его.
Считая верным и обман и лицемерье,
Стреляешь в человека, словно в зверя.
Итак, узрев однажды выгоду
И поощренье получив от этой бренности презренной,
Ты продаешь и честь свою и совесть.
А коль придёт последний час, предписанный от бога,
Невольно затвердеешь, словно чёрный камень,
И слово покаянья вымолвить не сможешь.
(«Ненасытная страсть,
неустойчивая бренность»).
№ 92.Стр.225.(«омiрдiн унап ойыны...»).
Понравились мне игры этой жизни,
И я играю с ней, как будто в шашки.
А тут земля объятия свои открыла:
«Иди, быстрей, ложись в могилу!»
Ведь ты мой срок, а я же – пешеход,
Но как же выиграть тебя?
Как выше мне пройти, чтобы победу одержать,
И мат поставить королю?
Я постепенно к звёздам пробивался,
Сквозь тернии густые,
И занял место для гостей.
Вот так от бренности проснувшись,
Я сам же сроком стал.
Так пой же мой язык, скачи как иноходец!
Но если свет и облик твой
Я описать не в силах буду,
И если слов моих не хватит тайн твоих раскрыть красоты,
Так ты язык мой расстреляй,
Коль мне судьба такая!
Если ясно не сумею свет увидеть твой,
И последовать за словом
Что Ты скажешь мне,
Коль я душу не сумею на твоём пути
отдать,
Так уйди же ты, как солнце
Не показывайся мне!
Если я не дам Тебе удержать себя,
И не станешь Ты моим единственным желаньем,
Если сердце не захочет
Бить тебе поклоны,
Так убей же ты меня, утопив меня в крови!
Тело всё моё очисти,
Душу вынь, сожги её,
И к себе не приближай,
коль на сердце будет копоть!
Ты владыка - я бедняк,
Так прошу, не уходи,
Одари волшебным взглядом,
Своего раба.
Или мне уйти тихонько,
Слова не сказав,
Когда душу испустить час придёт последний.
Ведь я же был рабом своего познанья,
С ним бродя по белу свету,
Ум свой разбудив.
Ты письмо любви на сердце написал,
По причине моего познанья.
Если даже не ступал я
По следам Твоим,
И тайны те глубокие осознать не смог,
Если Лик увидеть нежный
мне не удалось,
Но всё же получил я от Тебя,
Я тайной твоего письма,
И яркими лучами,
Очистил своё сердце, на части разорвав!
И с этих пор свободен я
от всех страданий,
И большего себе я не желаю!
(«Моя вера», написано в 70 лет).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк