Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 96,97,98

№ 96.Стр.233.(«Пайгамбар Муса жолыкса...»).

Коль посчастливится мне встретить пророка Моисея,

Вот то, что я ему сказал бы, разговорившись по душам:

«Ты посмотри, как потерялся твой народ, евреи,

Придётся заново заполнить Тору».

 

А если бы увидел поющего Давида,

Обрадовавшись встрече, сказал бы я ему:

«Забыли твою песнь поэты и веру потеряли

Иди же, научи опять!»

 

И если б Зороастру встретил я,

Вот что сказал бы я ему:

«Ты научил людей уму и свету,

Они ж не поняли тебя и поклоняются огню,

Народ твой весь испортил веру,

Иди же, помоги ему!»

 

Увидев Будду я б сказал ему, 

Ступая следом по пятам:

«Народ твой знахарям и ламам поклонился, 

лгунам коварным 

Иди же, посмотри!»

 

Коли Иисуса я увидел, то так сказал бы я ему:

«Пророк, тебя ведь Господом зовёт весь твой народ,

На том и веру потерял,

Пойди же, научи!»

 

А если  бы я смог увидеть Мухаммада,

И если б слово молвить я ему посмел,

Вот что сказал бы я ему наверно:

«Печать Пророков, прошу тебя, послушай!

Мулла, глупец, давно уж в заблужденьи,

Ты научи его Коран читать, как надо,

Коль ты придти захочешь!»

 

Давно уж люди веру потеряли, и Истина затеряна давно.

Один туман и ложь, скандал и страсти,

Запутанные поклоненья, что люди верою зовут.

И для души разумной успокоением

Обман не может стать.

 

И каждый ищет Истину упорно,

А ведь никто и не нашёл того, что нужно всем.

/И хуже нет того капкана для ума,

Когда забыты Истины основы,

И вот знаток становится лжецом/.

а вера ложная,  догма, пустые поклоненья,

Есть для достойного ловушка 

Что превратит его в мерзавца.

 

И разум отвернулся от таких,

Как будто недоволен их делами,

Так потерялись многие в пути,

В душе сомнения оставив.

 

Так разрешить и не смогли они

Загадки мирозданья,

Начало святости забыли.

И не смогли Хозяина найти,

И тело душу победило.

 

Материя глаза им завязала,

И в омут повлекла, чтоб душу затерять,

Теперь главенствует то бренное над нею,

Что разум возмущает мой.

 

И наглотаться лжи заставили людей,

Сказав, что тело есть всему первооснова,

Назвав наукой то.

Вот так закрыв всю правду недоказанной наукой,

Основы Истины раскрыть нам не дают.

             («Моя вера» написано в 70 лет).

 

№ 97.Стр.236.(“Партия қуған өңкей қырт...»).

О, лицедеи и лжецы!

Что мчатся за политикой вдогонку,

То как болезнь, которая никак зажить не может.

Я на своих плечах страдания народа понесу,

/Которого до нитки обобрали наши власти/,

Коварные акимы и бии лживые, 

к тому же!

 

Мошенники, прохвосты! 

Они язык пустили свой, чтобы завлечь обманом

Доверчивых и смирных.

Кровавый есть у них капкан,

И лишь тогда насытятся они,

Коль попадётся кто-нибудь туда.

 

Я знаю все их тайны,

И чувствуют они, кто их на смех 

поднять посмеет.

И роют яму вкруг меня они,

Не оставляя для  меня  дороги.

 

Нет человечности у них, ни чести,

И попрощаются на этом с белым светом,

Сгорят их души и тела.

Ведь не окончится на этом жизнь,

Придут другие после вас.

 

Коль и в глаза не видели меня,

И имени не знали моего,

Потомки вспомнят обо мне,

Чтоб верные слова мои принять!

 

Мои слова невежа не поймёт,

Бесчестные их топчут свысока,

Не понимая смысла их глубоких.

Но так сложилась жизнь,

Что многие столетия она,

Сумеет сохранить наследье дорогое.

 

Известны  величайшие мужи,

Которые владык несправедливых 

Смогли снести слезами горькими своими.

И кто пришёл потом за ними,

Смогли на их ученье опереться,

И за основу взять слова святые.

 

О, моё тело, что мучилось в страданиях,

Душа, горевшая в аду!

Достаточно мне будет лишь того,

Коль оправдается она 

Перед чистейшими людьми, 

Со справедливою душой!

 

№ 98.Стр.238.(«Сен ғылымға болсаң ынтық...»).

Коли душа твоя к познанию стремится,

Прислушайся к моим словам.

Всё то, что разум твой познал,

Лишь лучшее возьми, мой друг,

И большее узнать старайся.

 

Учись же у того, кто близок к Истине и много знает,

И научи того, кто с нею не знаком.

Не проявляй высокомерия в учёбе,

Да и других ты научить старайся.

 

Смотри же, не сгнои своё ученье,

Не применив, его ты к делу.

А в худшем случае, ты будешь сильно сожалеть о том,

Ведь то в тебе умрёт напрасно.

 

Какую бы науку вы не изучили,

Её среди народа посеять вы старайтесь.

И пусть используют её другие,

Чем будет так лежать без пользы в вас.

 

Невежде и глупцу,

Не вздумай объяснять того, что знаешь.

Ведь сколько бы не сеял ты пшеницу,

Окаменевшая земля не принесёт плодов.

 

Попробуй попугая научить,

Слова произнести сумеет, а сам всё та же птица,

Вот так же ты невежу,

Заставишь говорить для развлеченья. 

 

Кораллом никогда не станет чёрный камень,

Коль даже ты его в крови замочишь.

Ведь решето и воду не удержит никогда,

Хоть сколько б ты не наливал её туда.

 

Ученья своего коварным лицемерам не давай,

Он из него оружье может сделать.

Итак, в конце концов, науку в хитрость превратив,

Он всех безвинных станет убивать.

 

И грех его ты на себя возьмёшь,

А он использует доверчивый народ в своих же целях.

Да и глупцов богатых себя заставит слушать он,

И горько сожалеть они об этом будут. 

 

Наука ведь способна и ломать и созидать,

И вред, и пользу приносить народу.

И если вдруг науку совместить с коварством,

То только горечь за собою повлечёт она.

 

И если вдруг не сможет оценить  невежа,

Того, кто озарён душой,

Ведь только тот и есть святой,

Что Истину нашёл,

Так не ругайте вы его.

 

Ты спросишь почему?

Коль понимал глупец, 

Не был бы он глупцом.

Как можешь ты читать заставить книгу, 

Младенцу, что и букв не знает?

 

Ведь каждому дана своя судьба,

У каждого свой путь, своя дорога.

И для глупца нет дела до твоей науки,

Ему б насытить душу чем-либо другим.

 

Лишь тот достойный человек,

Кто учится тому, чего не знает,

И к делу применяет то, 

Что смог познать.

Но плох лишь тот, кто знать не хочет ничего,

И к делу не желает применить того,

Что знает он.

 

Но коль придёт к тебе какой невежа,

Чтоб у тебя чему-то научиться,

К тому ж оплату за учёбу принесёт,

Ты у такого ни копейки не бери,

Не смей в грязи топить себя.

 

Узнать причину ты желаешь -

Ведь знаешь ты, что взял и от кого!

Такой глупец и не поймёт ведь никогда,

Того, что ты даёшь ему,

В чем вред и польза твоего ученья.

 

И человек такой – глупец,

Сравни с дитём он малым.

и понимая это, негоже знатокам 

Обманом брать с таких.

 

Учить науке и за это взятку брать- нельзя!

Хоть каждый труд оплачен должен быть, 

Ведь самое безнравственное дело,

С детей оплату брать за то,

Такого предписанья нет в святом законе.

 

Я повторю тебе еще,

Коли невежа одарить тебя желает за учёбу,

Ты просто не бери,

Причина в том, что

он таким умом как у тебя не обладает.

 

Ведь не принес ты пользы человеку,

И выгоду искать за это – нехорошо!

И не уместно делать то учёным людям - 

«Да, дескать, просто взял».

 

Не стоит обвинять кого-то за ошибки,

Ты лучше скрой как ночь их, промолчи.

Не стоит также раскрывать все тайны мира,

Как солнце в небесах, что всю округу освещает.

 

Не называй чужое благо своей заслугой - 

Не стоит,

Себя очисти поначалу и сердце озари своё.

И не свети ты словно месяц в небе,

Своим умением бахвалясь,

Взаймы у солнца взяв лучи.

 

Ведь каждый видит, как садится и восходит, небесное святило,

И точно также ты, очисти сердце так, 

Чтоб каждый чувствовал присутствие твоё.

И слово своё ясно передай, 

Округу словно месяц освети в глубокой темноте.

 

И не скрывай всё, словно ночь,

Закрывшись от народа.

Будь днём для них, пусть видят люди,

Что ты пришёл, иль  нет тебя.

 

Будь ты источником тому, кто так к питью стремится,

И чтоб вода твоя была прохладна и приятна.

Но не холодным будь,

Не обижай людей своей гордыней.

 

Приветливым пусть взгляд твой будет,

И твое слово,

Как будто согревающий огонь.

Но вот жестокости не проявляй,

И не сжигай людей ты пламенем своим.

 

Как ветер будь ты для народа,

Когда устал, иль утомился он,

И не ломи ты двери никому как ураган,

И сгоряча не обижай людей.

 

Будь как земля полезным для народа,

Пусть пользуются благом все,

И пусть она не будет твёрдой,

Что ноги режет людям.

 

Будь им прохладой в жаркий день,

Коль надо, будь дождём.

Не стоит селью быть, и молнией сердитой,

Что мирному народу хозяйство разрушает.

 

Как море будь ты к помощи всегда готов,

Пусть даже пароходом проплывут.

И пусть оно волнение своё забудет,

И не стремится в чрево заглотить своё.