Меню

СОКРОВЕННЫЕ ЗНАНИЯ

 

НУМАН ИБН САБИТ

 

 

                                                                СОКРОВЕННЫЕ ЗНАНИЯ

                                                                    Аль-Фикхуль Акбар     


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙ «АЗРЕТ СУЛТАН»

УДК 78:398

ББК 85.31:82.3 (5Каз)

Е 72

 

Казахский вариант был подготовлен к печати

                           МОЛЛАКАНАГАТУЛЫ САЙПУЛЛОЙ в 2009 году

 

Перевод на казахский язык и пояснения:

Моллаканагатулы Сайпулла

Перевод с казахского: Ермековой Салтанат

 

    Книга Куфийского суфия Имама Агзама, повествует о сокровенном знании –  основах веры.

Книга рекомендована религиоведам, историкам, филологам, востоковедам и широкому кругу читателей.  

ISBN 9965-9531-20-0 

        В отделе письменных памятников старины государственного историко-культурного музея «Азрет Султан» находится  536 книг.  390 из них были опубликованы  способом литографии,  а 146 даны в рукописях. Одно из таких рукописей принадлежит перу выдающегося исламского ученого, суфия из Куфы Имам Агзаму Абу Ханифа р.г. Данный труд называется «Сокровенные знания»  («әл-Фиқһул Әкбар») . В рукописи изложены основные постулаты, то есть основы религиозных установок (фетв) Ханафийского мазхаба.

Особенность этой рукописной книги заключается в том, что несколько из них собраны в одну и сшиты. То есть, в одной большой книге собрано несколько рукописей.  «Сокровенныезнания» - это одна из брошюр этого тома собранных сочинений.  Она была переписана в 1836-37 годах и после 1979 года хранилась в рукописном отделе музея, номер регистрации: 188/9.

В хранилищах музея собраны, в основном книги, написанные на арабском, фарси и тюркском языках.  Фиксированная запись «Сокровенных знаний» была сделана на древнем арабском языке (настаглик). Даже при достаточном знании арабского языка, необходим специалист, который глубоко изучил этот древний стиль, так как прочесть подобную запись довольно сложно. (Есть несколько типов арабского языка: дивани, шикасте, хиджази, таглик, насх и.т.д. В стиле настаглик писались рукописи в Средней Азии, курсив мой). По всей вероятности именно этот момент стал основной причиной того, что глубокое духовное богатство по сей день не переводилось на родной язык. Специалист музея Сайпулла Моллаканагатулы с честью справился с этой ответственной задачей.

 

CУФИЙ ИЗ КУФЫ

بِسْمِ اللهِ الَّرحْمَنِ الَّرحِيْم

 

                              Основа Таухида [1] и верный взгляд на это учение

      Верую в Великого Создателя, в Ангелов (созданных Им), в Священные Книги (посланные Им), в Судный День, что плохое, хорошее от Аллаха и в оживление после смерти. Я подтверждаю - день отчета, весы справедливости, рай и ад, тонкий мост – это все Истина. Аллах Един и не с точки зрения количества, а с точки зрения того, что не имеет сотоварищей.  «Он не был рожден и не родил. И Ему нет равных»[2]. Он не похож ни на одно создание, которое Сам сотворил. И эти творения также не похожи на Него.

Его имена, со свойствами – фи’ли[свойства,  связанные с Его делами], зати[свойства, связанные с Его бытием, с Его сущностью] - есть и будут беспрерывно, никогдане исчезнут.

Его вещественная сущность: «Аль-Хаят» [быть живым], «Аль-Кудрат» [быть могущественным], «Аль-‘илм» [знать], «Аль-Калам» [говорить], «Ас-Сам’» [слышать], «Аль-Басар» [видеть], «Аль-Ирада» [желать]. Его свойства действий: «Ат-Тахлик» [творить], «Ат-Тарзик» [дающий благо, то есть кормилец], «Аль-Инша» [создавать и развивать], «Аль-Ибда’» [создавать вновь], «Ас-Сун’» [действовать] и тому подобные действия. С этими именами и свойствами Он есть, бесконечен и вечен. И никакое имя или Его свойство не появилось позднее, то есть после.

Он – бесконечен в своем знании.  Его знания  – это Его изначальные свойства   (Азаль - это арабское слово. Означает без начала и конца, то есть Он бесконечен во времени.  Абад - вечность)

Он бесконечен в своем могуществе. Могущество- есть изначальное Его свойство. Благодаря силе могущества Он творит. Творить, создавать есть Его изначальное свойство. Он действует по своим делам. Действие - есть его изначальное свойство. Действующий и есть Алла Та’ала. Вещь, которая должна быть сделана, была сотворена. Действие Аллаха не было создано (кем-то). Все Его свойства есть изначально.  Они не появились после или не появились постепенно. И если кто-либо посмеет сказать, что Его свойства появились позднее или станет не к месту размышлять, сомневаться в этом – такой человек будет считаться неверным, так как не верит в Аллаха. 

     Коран – есть слово Аллаха. Написано на бумаге. И сохранено в сердцах. Читается. Послано Пророку [с.г.с.]. Когда мы читаем Коран вслух, наши слова и чтение сотворены. Но сам Коран не был сотворен. Приведенные в Коране слова Аллаха о Пророке Моисее и других пророках [мир им!], фараоне, Иблисе – все это слова Аллаха.  Они были получены  как послания. Слова Пророка Моисея и других созданий есть слова сотворенные. Коран – есть слова Аллаха, а не их слова. Пророк Моисей услышал слова Аллаха. Об этом в Коране Аллах сказал: «Уа калламаллаһу Муса таклиман» – «Аллах  [Таала] сказал Моисею[3]». Аллах Таала разговаривал еще до того, как говорил с Моисеем [мир ему!] (посылал ему сокровения).  Творец изначален еще до того, как создал всю вселенную. Аллах разговаривая с Моисеем, говорил теми словами, которые уже были  в Его свойствах изначально. Все Его свойства совершенно другие в отличие от свойств Его же созданий.

Он знает все, не так как мы знаем что-либо. Он обладает силой, но это не та сила, что есть у нас. Он видит все, но не так как мы видим. Он говорит, не так как говорим мы. Он слышит, но не так как слышим мы. Мы говорим через какие-то средства, или буквами.  Аллах говорит без каких-либо средств, без букв. Буквы также созданы Им.

Аллах есть явление, вещь.[4]. Но не как другие вещи. Эта вещь не имеет определенной формы, объема[5]. У Него нет конца, нет равных Ему, нет товарища Ему, и ничто непохоже на Него. Как сказано в Коранe, у Него есть руки, лицо, суть[6]. Сказанное в Коране Лик, Руки, Суть (страсть) – есть Его свойства.  Нельзя спрашивать «Какой Он?» Мы не сможем назвать Его «руки» другими словами, как-то «сила», «прочность».  Но если мы так спросим, тогда это будет считаться низвергать свойства.  Это точка зрения течения кадаритов[7] и мугтазила[8]. Так Его руки есть одно из Его свойств. Нельзя спрашивать: «Какие они?» И гнев и милость Аллаха – есть Его свойства. Нельзя спрашивать «Какие они?»

    Не было ничего и Аллах все сотворил. И до Творения Аллах знал обо всех вещах. Аллах изначально описал все вещи, и все это создал по порядку.  Все, что есть в этом мире и в ином - есть желание Аллаха, Его знание, Его решение и благодаря Его предвидению был создан Лаухы махфуз[9]. Надпись на Лаухы махфузе  – это лишь свойство, не приказ или вынужденность. Действие, (приводить в действие), заранее писать, желать – это Его изначальное  Свойство. Нельзя говорить: «Какое оно?»  Аллах Таала знает и о тех вещах, которых вообще нет. И если этой вещи суждено появиться, Он знает как то появится. Он также знает как эта вещь исчезнет.  Алла Таала знает свойства любой вещи, Он знает,  как вещь стоит, сидит, когда она находится в подобных состояниях, при этом без изменения Его знаний, без прибавления каких-либо знаний к своему Знанию, без прибавления каких-либо свойств к Его свойствам. Изменение и противоположность – это явление свойственно только Его созданиям.

Алла Таала среди всего Творения создал людей и джиннов, не заставляя их быть неверными [отрицающие, не признающие] или верующими. После чего Он обратился к ним с приказами и дал запретами. Но неверные в связи со своими делами и грехами (отказ от пути, отрицающие, не признающие) не поверили Аллаху, по причине того унижения и позора, которые они получили со стороны  Аллаха. Но предавшиеся Истине поверили Господу, благодаря Его помощи /тауфик[10]/ и достойным делам. 

Алла Таала, создал потомков Адама  [мир ему!] от его (семени). И дал им разум. Потом обратился к ним, послал им приказы, запреты и заставил поверить тому, что Он и есть их Создатель и Воспитатель. Это их вера.  Человек рождается с этим чувством. И если кто-либо откажется от Аллаха, будет считаться исковеркавшим все природные законы.  Но если кто-либо поверит в Аллаха, то примет Его, будет тверд в своем слове, и продолжит природные законы. Алла Таала никого из своих созданий не бросает в омут неверия и не принуждает к вере. Он не создавал их смиренными верующими рабами или неверными. Но создал их людьми. Вера в Бога и неверие – дело самих людей. Господь будет считать грешником того, кто откажется от Него. И только после того, как человек предастся Ему - для Аллаха он верующий. В связи с этим Знания (наука) Аллаха и Его свойства не изменяются.  Все действия людей, в тот момент, когда они двигаются, или стоят на месте – подчинены Аллаху. Поистине, сопротивление Богу они добились сами. Их дела создал Аллах.  Они были сделаны, сотворены благодаря решению, знанию и силе Аллаха.

Различные поклонения, созданы по приказу, воле, любви, действию, милосердию и предвидению Аллаха. И сопротивления всех видов созданы по приказу, воле, любви, действию, милосердию и предвидению Аллаха. Все пророки (мир им!) чисты от грехов, неверия и плохого нрава. Но некоторые ошибались. Мухаммад [с.г.с.] – Его любимый, избранный раб, пророк[11], посланник[12]. Он никогда не поклонялся идолам, и никогда не соединял Бога с кем-то (c сотоварищами). И к тому же, никогда не совершал ни малых, ни больших грехов. После Пророка [мир Ему!] самым достойным человеком является Абубакр Сыдых, после него Омар Фарух сын Хаттаба, после него Осман Зиннурайын сын Аффана, потом Али аль-Муртаза сын Абуталиба [пусть Аллах будет доволен этими людьми]. Все эти люди святые и чисты душой, они жили верной, праведной жизнью и закончили ее достойно. Мы любим их всехМы также очень высоко ценим всех сподвижников Пророка.  

Если мы станем свидетелями греха мусульманина, пусть это большая вина или малая, и даже если он не исправит ее мы, тем не менее, не можем называть его неверным. Мы не должны называть неверным верующего, потому что он верующий. Он не является неверным, он  верующий грешник - фасых.

Сунной является троекратное протирание (мокрой) левой рукой сапог (здесь, ичиги). Также сунной является чтение тарауих намаза во время Рамазана. Можно стоять за спиной любого верующего и читать намаз. 

    Нельзя говорить:  «Для верующего грех не является вредом, он не попадет в ад». И нельзя также говорить: «Верующий грешник навечно останется в аду». Мы не должны говорить, как представители муржи-а[13] : «все наши хорошие дела уже приняты Богом, и грехи наши прощены».  Но можем говорить следующее: Если кто-либо верно выполнит все (по правилам) и будет совершать достойные дела, которые будут чисты от греха (вины), и если эти деяния верующий не загрязнит каким-либо проступком, выводящим его за пределы веры, и уйдет из жизни верующим, Аллах не оставит без внимания труд такого человека и примет его.

И за свои дела, верующий получит поощрение. 

Тот человек, который совершает какой-либо грех, помимо следующего - то есть присоединение Богу сотоварищей или отвержения от Бога - и при этом, если он не покается при смерти, и уйдет на тот свет верующим, то его судьбу будет решать только Аллах: захочет– покарает или простит, не отправив его в ад. Если верующий согрешит – (рия[14]), то этот свершенный грех низвергнет все его хорошие дела. Гордыня также относится к подобному греху.

Чудеса Пророков (му’жиза) [15], а также чудеса (керемет)[16] святыхэто истина.Те сверхъестественные свойства, которые были даны по воле Аллаха  его врагам -Иблису,Фараону, Таджалу мы не должны называть чудесами. Их мы должны называть действиями, которые они делали ради своих выгод. Потому что Аллах дает возможность исполнять темные дела своим врагам через колдовство (истидраж)[17]. На самом же деле это посланная им кара. Они же не понимая того, предаются хвастовству, еще больше усиливая своё наказание упрямством и отказом от Бога. Это так, такое бывает.

Аллах создатель всего - до того, когда создал все, и милосерден до того, пока проявлял милосердие. Аллах покажется в Последний День. Верящие в это не должны сравнивать Его с чем-либо из рая, нельзя говорить какой Он, они увидят все своими глазами. Между Аллахом и Его созданиями нет никакого расстояния.

Иман это - признавать, подтверждать.  Уровень веры, имана, тех кто  на небе и на земле одинаков - не увеличивается и не уменьшается. Увеличивается (усиливается)это состояние и уменьшается (слабеет) по степени ясности и признания. Верующие и в своем имане и в таухиде (Единобожии) всегда постоянны, одинаковы. Они отличаются лишь в своем богослужении.

Ислам это – смиренность, полное подчинение приказам Аллаха. Следуя словарям, между иманом и исламом есть различие. Но иман не может быть без ислама. Ислам также не может быть без имана. Они как спина и живот.

Религия это название, которое дано иману, исламу и всем верным законам.

Мы сможем понять (познать) Аллаха из Его Книги по приведенным там полным описаниям Его свойств, в самой верной форме. Но как бы ни был искушен человек в своем богослужении, никто не сможет на должном уровне служить Аллаху. (мусульманин) Сможет служить только следуя приказам Его Книги и Сунны Пророка.

Все верующие одинаковы в таких установках, как : «магрифат» [познание], «якин» [ясность], в «тауаккуль» [риск, смелость], любовь [«махаббат»], согласие [«риза»], боязнь и надежда [«хауф уа рижа»], а также в проявлении имана в этом (веры в это). Из вышеуказанного, кроме формулы проявления имана (клятвы имана), все верующие имеют свою особенность, отличаются друг от друга.

Аллах Таала дает особенное добро своим созданиям. Он справедлив. Тем рабам, которые трудились, по милости Аллаха и заслужили поощрения, Он пошлет им еще большее поощрение. А тех, кто грешит, покарает по справедливости или многих из них простит по милости своей.

Сам Господь облагодетельствует всех пророков [высокое почтение им всем!].

Пророк Мухаммад [с.г.с.] заступится за тех верующих грешников, что достойны кары за свои большие грехи, будет  покровительствовать им - и это Истина.


Те дела, которые были совершены в миру, обязательно будут взвешены в Судный День на весах. И будут прочитаны в книге деяний [тетрадь, в которой записываются все дела, совершенные в миру]. У Пророка есть [с.г.с.] драгоценный родник. Те, кто спорил между собой рассчитаются друг с другом и добром тоже.  Но если кто-либо кому-либо не делал добра, вдобавок к своим грехам, будет нести долги и  грехи других людей.  

Рай и ад были созданы. Они никогда не исчезнут. Попавшие туда никогда не умрут.  Кара и вознаграждения Аллаха никогда не исчезнут и будут вечны, непрерывны.  

АллаТаала поможет тому, кто будет стремиться к достойному и направит его на верныйпуть,  а кто же захочет идти неверной дорогой, то заплутает благодаря Господу.   Заблуждения - это издевка Бога над человеком. Издевка эта связана с тем, что человек не находит пути и возможности угодить Господу. Это справедливость Аллаха, унижение полученное грешником.

Мы не должны говорить, что «Дьявол силой отбирает веру, иман человека». На самом деле дьявол, пользуясь, когда верующий человек забывает свои убеждения, использует именно этот момент. Поистине, в могиле Мункир – Нанкир приставят всех к ответу.  Когда скончавшегося положат в могилу, его душа будет возвращена телу. Могила действительно давит (душит).

В могиле все неверующие и совершающие грех мусульмане действительно понесут кару.

Все свойства Аллаха, кроме его «рук», ученые на персидском языке называли «Беруйе хода»–  «Божьим Ликом» не описывая, но отмечая, что это ни на что не похоже. Нам можно использовать такие же слова. 

     Приблизиться к Аллаху – это не временное расстояние долгое или короткое. Смысл этого слова не в почтении или, наоборот в неуважении. Зависимый, смиренный человек будет близок к Нему, мы не должны спрашивать: «как». Грешник и отвергающий Бога будет далек от Него, и мы не должны задаваться вопросом: «каким образом?»  (Состояние) Близости,  отдаленности и обращение Лика появляются у человека, заклинающего Бога. Тоже самое касается таких понятий, как: быть вместе в раю, стоять перед Ним, здесь также нельзя спрашивать как это бывает.  

Коран был послан Пророку  [с.г.с.] и написан на отдельных страницах. По уровню своего величия и особенностей все они (аяты) равны.  Но уровень некоторых аятов превосходит другие, так как в них говорится о поминаниях Аллаха (зикр) и поминающих, восхваляющих(практика зикра) Его. 

К примеру, «Аят уль-Курси», «Куль Хуаллаһу Ахад...»,  где поминаются свойства  Аллаха: «Величие», «Высшая степень», «Облик». В эти два аята добавлены следующие моменты: дана более высшая оценка уровню воспоминаний, поминаний и уровню самого поминающего. В некоторых аятах дана высокая оценка уровню поминаний. К примеру, в повествованиях об отвергающих (Истину) даже среди тех, кто поминал, для них нет никакого послабления, так как они неверные. Вот также имена и свойства [Аллаха] по уровню величия одинаковы и в этом они равны.

Родители Пророка [с.г.с.] умерли в безверии. Дядя Пророка [с.г.с.] Абуталип ушел из жизни неверным. Ответ о том, что он «ушел из жизни с иманом» был дан рафизилам.

Касым, Тахир, Ибрагим – сыновья нашего Пророка [с.г.с.], Фатима, Зейнеп, Рухия и Умми Кульсум – дочери Пророка [с.г.с.]  

Если у кого-то появятся какие-либо сомнения или непонимания по-поводу знания основ единобожия - «таухида» [Понятие об Единстве Аллаха ], он обязан непременно выяснить это у знающего человека и найти решение вопроса. И ученому тоже необходимо уточнить (интересующий его вопрос, даже если он знает правильный ответ) у более осведомленного и найти наиболее верное решение. Нельзя останавливаться в поиске и оправдывать себя тем, что не в состоянии развиваться - это будет считаться грехом, безверием.

Восхождение /Пророка/ - Ми’раж – это Истина. И если кто-либо станет отвергать это станет грешником, заблудшим,  бид’ат[18]. Таджал и Яжуж-Мажужд действительно будут.Солнце действительно встанет c Запада. Поистине, Пророк Айса /Иса/ [мир ему!] действительно спустится с небес, и все эти знаки Последнего Дня указаны в святых хадисах и это так!

Кто этого захочет, Аллах направит его на верный путь.

Закончено. Закончено.Закончено.

 

О, Аллах, посылающий почтение и уважение,

Пошли рабу своему милосердие.

И посмотри на меня с великодушием

Так как ты щедр во всем!

 



[1] Понятие об единстве Аллаха, Единый Бог.

[2] Коран Карим 112: 3-4

[3]Куран Карим, 2:164

[4] Но не в нашем измерении. «Вещь» не в человеческом понимании, а «явление».

[5] Его основа не измеряется, не взвешивается.

[6] Суть, вещь, явление.

[7] Қадариты – течение, представители которого считают, что не существует ни потерь и ни вознаграждений. Они считают, что каждый человек сам волен делать то, что хочет. Одно из заблудших течеий.

[8] Течение поддерживающее мнение ученик Хасана Басри Уасыл бин Ата ученик Хасана Басри Уасыл бин Ата, который  отошел от «Әһлі сүннет уаль жамағата». 

[9] Судьбоносная Доска, которая была создана Творцом.  На той доске даны полные данные о творении.

[10] Специальная помощь от Аллаха тем, кто поверил Ему и стремиться к хорошему.

[11] Пророк получивший святую Книгу, Мессия.

[12] Пророк, который выполнял все приказы, полученные прежними пророками.  

[13] Неверное, оишбочное течение.

[14] Рия, совершенные дела.

[15]  Для доказательства неверным, следуя воле Аллаха, пророкам давались такие сверхъестественные качества, благодаря которым они совершали чудеса.

[16] Сверхъестественные качества святых людей.

[17] Этосверхъестесственные вещи, которые выполняются по нашептыванию дьявола, через джиннов (против Аллаха) от людей.

[18] Нововведение в религии.