flexsmm
Меню

Акмырза дамулла ишан

 

 

Опубликовано издательством "Сага", в 2011 году                                  

 

 

УДК 78:398

ББК 85.31:82.3 (5Каз)

Е 72

ISBN 9965-9531-20-0 

 

 

                                

 

 

 

 

Акмырза Дамулла Ишан

 

                                                                        ТЮРК ИМАН 

 предисловие

Среди духовных учителей имя озарённого Акмырзы Дамулла 'алейх занимает особое место. Присущая ему глубокая мудрость и высокий духовный статус нашли отражение в том, как лаконично он изложил основные постулаты ИсламаВ 1931 году, Акмырза дамулла ахун, обладавший бесстрашием воина, вопреки жестоким запретам организовал и возглавил на территории Сыр-Дарьи повстанческое движение против большевиков. Восстание было жестоко подавлено.     

В исламских словарях, в основном отмечается, что «…суфизм (ат-тассаввуф) мистико-аскетическое учение в исламе. Суфийские авторы часто возводят этимологию этого термина к выражению ахл ас-суффа (люди скамьи, или навеса), которое применялось по отношению к особо преданным последователям Пророка. Многие учёные склонялись к мысли о том, что слово ат-тасаввуф происходит от греческого слова «мудрец» – софья…»  

  «Ат-тасаввуф» подразумевает понятие очищения. Система мистического познания истины была известна еще древним людям. Эта основа, по всей видимости, была общей для большинства религий мира. «..В разных медиативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и.т.д.) вызывание и протекание медитаций, как правило, связаны с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение медитации семантически связано с понятием «ум» и «думанье», одновременно – как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскр. дхъян., рус. думанье., греч. размышляю., англ. дремотное мечтание и.т.д.). Методики медитаций различаются наборами технических приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и не- реактивности психики. Особое развитие медитация получила в индийской и буддийской йоге, в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников, в православном «умном делании» («логос-медитация» или «Иисусова молитва»), в «экзерцициях» иезуитов, в учении о «Пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (Юнг), ставящих целью интеграцию личности…»  
  Итак, к изменённому состоянию сознания, называемому в философии трансмутацией суфии приходят двумя способами: зикр - религиозные медитации и фикр (пікір)- рассуждения о творениях божьих. (Коран: 2:147, 8:47, 33:41, 18:24,23.,13:28. и.т.д.).

     Предлагаемый читателю перевод рукописи Акмырзы дамуллы ишана "Тюрк иман" с казахского языка на русский осуществлялся на протяжении более 10 лет, наряду с изучением и переводом трудов выдающихся Учителей духовности Ходжа Ахмета Ясауи, Шакарима, Абая и др. (www.zikir.okis.ru). Основные постулаты Ислама, изложенные в "Тюрк иман" предназначены для тех, кто интересуется религиозной литературой.

                                           Салтанат Ермекова
                                 



                                     Акмырза Дамулла Ишан

 

                                             ТЮРК ИМАН 

 



 

                      А'узу билляhи минаш – шайтонир - раджим   

 

                               Бисмилляhир-рахманир-рахим.

 

  

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Мусульманином можно стать только благодаря пониманию трех основных постулатов: Иман, Ислам, Ихлас

 

       Иман есть познание Бога.  Бог есть, но Сущность Живого Бога не может укладываться в наше сознание. (Господа нельзя сравнить ни с чем, невозможно провести аналогию между Ним и чем-либо известным людям.) 

 

Бог - Один (это предельное единство сущего), но Единство Его также не может укладываться в человеческое сознание. (Он не имеет ничего общего с множественностью, с чем-либо связанным со временем или с тем, что распространяется знакомым человеку образом).  

 

Его Сущность, Единство нельзя объять разумом. В отличие от нашего понимания, Он более чем Есть и более чем Един. (Бога нельзя сравнить с тем понятием Живого Господа, которое определяется нашим разумом). Так как в человеческом понимании сущность имеет форму, а единство имеет конец. (Бог не имеет ни начала, ни конца, это единственный и бесконечный Абсолют).

Аллах чище какого-либо предела, формы или тела. Его чистота не поддается разуму (человека), она чище какой-либо чистоты. (Ничто не может сравниться с Его чистотой, ни какая-либо форма или тело, ни в качественном, ни количественном отношении).

Понимание Его Сущности, Единства, Совершенства - всё это не подвластно какому-либо сознанию или мышлению человека, даже самой мудрой и подготовленной личности не дано понять Его.

 

 ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ

 Существуют различные предвечные качества Бога, то есть Сущностная форма Господа,к которым относятся такие понятия, как: Живой, Знающий, Видящий, Слышащий, Избирающий, Говорящий, Ценный (здесь, Высший ). Человеческий разум не в состоянии понять все эти Сущностные качества Аллаха. Такие понятия, как «дарящий жизнь»«дарящий благо»«посылающий смерть»«оживляющий» относятся к атрибутам действия. И опять-таки наше сознание, не сможет осознать, объять и понять все эти действия, производимые Господом. Таким образом, существуют проявления сущности Бога, с которыми вышеуказанные свойства составляют нераздельное целое. Все эти качества есть идеи нематериальной реальности. Итак, свойства, атрибуты Бога не есть Его Сущность, но и в то же время они неотделимы от Его Сути.

Слово Божье изначально есть единое слово. Взгляд Божий, Его Слух и все свойства Его изначально Едины. Но взгляд Его более чем изначален. (Он видит нас всех сразу, одновременно).

Слух Божий всегда изначален. То есть Божественное действие включает в себя человеческие действия: Он заранее вложил в нас звуки, слова. Он не делит слова как мы, не вслушивается в сказанное, чтобы ответить. И все это опять-таки не подвластно нашему разуму. (Ни одно человеческое действие не может сравниться с божественным. Ему подчинено и повинуется всё в этом мире. Ничто не может свершиться без его воли и знания об этом. Аллах является творцом всех действий людей, которые лишь обретают их посредством воли и стремления). 

Бог это нечто, что существует вне небытия, он – Творец всех реалий. Начало, конец, внутри, снаружи – всё Он. И доказательство тому:

       *إِلَه- «قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ

 «Кул ху Аллаху ахад» - илях. (Скажи: Аллах един)

 

Неоспоримым является тот факт, что в день Воскресенья люди смогут лицезреть Бога. Для познавших и познающих Бога, в процессе постижения Его в этом мире, Он несравним ни с чем. Господь имеет бесконечную степень свободы и могущества, и не имеет равных себе. Не познавшим и не познающим - вечная мука и кара.

 

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ النَّارِ وَ مِنْ شَرِّ الكُفَّارِ وَ مِنْ عَذَ ابِ الْجَبَّارِ الْعِزَّةُ لِلَّهِ وَ لِرَسُولِهِ وَ لِلْمُؤْمِنِينَ

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لآ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنَّا كُنَّا مِنَ الظَّالِمِينَ.

«А’узу билляхи мин-аннар уа мин шарриль куффар, уа мин ‘азабиль Жаббар, аль-‘иззату лилляхи уа лирасулихи уа лиль му’минина альхамду-лилляхи роббиль алямин, ла илляха илля анта субханака иння куння миназзоолимин».    

(О, Аллах, заклинаю Тебя, (уберечь меня) от ада, от вреда неверных, от наказания Гневного. Поистине  Честь и Почет Аллаху! Поистине, такого почета достойны Пророки и мусульмане. Но вся Хвала только Аллаху! Наш разум не в состоянии охватить Бога для веры в то, что Он есть, но Он, Сущность Его есть.Поистине Ты Совершенен, но я злодей.)             

Волю Аллаха необходимо выполнять с рвением, искренностью более того,осознавать тот факт, что существование без Него просто невозможно, и надо вымолить милость Его путем беспредельной любви и веры в то, что желаемое свершится. Таким же образом необходимо искренне принять слова и деяния Пророка (c.г.с.), его сподвижников, святых людей.

Существуют основные божественные указания человеку, относительно его действий. Их три: 

 1. Делать. 

 

2. Не делать. 

 

3. Выполняемое по своему усмотрению. (можешь делать, можешь не делать)

 

  Люди же совершают восемь из нижеуказанных действий, четыре из которых дозволенные: 

 

1.     Фарыз. 

 

2.     Уажиб. 

 

3.     Суннат. 

 

4.     Мустахаб. 

 

      Три недозволенных: 

 

1.     Харам. 

 

2.    Макрух тахрима. 

 

3.     Макрух танзиhи.

 

       Одно из них, выполняемое по своему усмотрению:

 

      1. Мубах.

 

Всё это описано во многих религиозных книгах, которые верующий обязан   изучать в течение всей своей жизни. Овладевать знаниями и вразумлять незнающих.

 

         Фарыз (Обязательство)

 

     Человек, не познавший сути религии, не есть мусульманин – такова воля Аллаха.  Но познавший её суть, то есть Истину, и не выполняющий её предписаний является человеком крайне греховным. Мусульманином может считаться тот, кто исправив неверное, выполняет предписанное.  (Поэтому выполнение религиозных норм должно основываться на истинном религиозном знании и понимании. Это и есть истинная суть мусульманина)

 

    У Аллаха есть основные слуги его - Ангелы. (Ангелы – одна их трёх категорий разумных существ, созданных Богом). Они верно и достойно служат Аллаху. (Это любимые и верные слуги Аллаха. Они сотворены из огня). К ним неприменимы понятия женский и мужской пол, они бесплотны, идеально чисты, лишены нафса (нафс-эго, соблазн, страсть) и основным их стремлением является служба Богу, угождение Его воле. Это самые многочисленные из всех слуг Аллаха, они все совершенны, среди них есть Пророки, в их числе высшие – мукаррабун, приближенные – Джабраиль, Микаиль, Исрафиль, Газраиль.Тот из людей кто посмеет не принять одного из них, будет зачислен в списки грешников.

 

    Аллах оставил человечеству Святые Книги. Одна и последняя из них Коран –главная, священная книга мусульман - доказательство слова Божьего. (Коран вечное инесотворённое «Слово Божье» и является предвечным атрибутом Его бытия.) Тот, кто посмеет проявить сомнение или недоверие хотя бы к одной Его букве или слову, будет считаться грешником, вышедшим за пределы веры.  

 

 Бог послал на землю Пророков. Один и последний из них Мухаммад печать Пророков. Араб, из рода курайшитов, родился в Мекке, умер в Медине. Мухаммад - сын Абдоллы, Абдолла - сын Абдумуталипа, Абдумуталип - сын Хашима, Хашим - сын Абдуманапа. Самый высокочтимый из всех Пророков. И умма его является самой уважаемой. Представители этой уммы войдут первыми в рай.

 

 У Аллаха есть один решающий день, который не имеет конца

 

В этот День неверные и грешники будут подвергнуты наказанию. Жертвы Жаханнама будут гореть в огне! Достойные и добрые дела праведников, души которых наполнены светом имана, будут поощрены Господом. Жертвы преступников будут отомщены, соответственно тяжести нанесенного ими вреда. Если жертва не имеет каких-либо заслуг, то преступники и злоумышленники возьмут на себя грехи своих жертв. Не будет конца мучениям грешников, и не будет конца наслаждению праведников.      

 

    В этот День все люди будут отчитываться за все свои дела: греховные и добрые, где будет учитываться всё, вплоть до того, что человек употреблял в пищу, что одевал, носил,как использовал свои материальные возможности и.т.д.

 

   Это День расплаты: за недозволенное и греховное – наказание. Более того, за подозрение и недоверие такой человек испытает на себе обиду Господа.  

 

 Ангелы принесут книги, в которых записаны добрые и злые дела людей в мельчайших подробностях. Достойный увидит эти записи справа перед собой, а грешнику представят книгу слева позади от него. Все дела людей: и праведников, и грешников, и малых и больших станут известны каждому из них. Судный День это страшный День, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Бог станет допрашивать людей об их поступках. И как бы ни старались, они не смогут скрыть свой грех, так как о нём будет свидетельствовать всё: их руки-ноги, время, Кироман Катибин (Ангелы на плечах людей). 

 

   Все грехи и достойные дела людей будут взвешены на огромныхвесах и предстанут перед каждым. Если добрые дела возьмут верх - к Достойному снизойдёт милосердие Бога, если же грехов будет гораздо больше, то неотвратимо последует Божье наказание. 

 

       Гнев Господа падёт на мир и уничтожит всё живое на этом свете.   В этот день Исрафил затрубит в трубу, звёзды упадут с неба, моря переполнятся, горы рассыплются. 

 

 Все люди должны будут пройти по узкому, как волос, мосту, протянутому над пропастью: для грешников он будет непреодолимым, для праведников просторным, как этот мир. Грешники упадут вниз, и их страданиям не будет конца, а души праведников наполнятся радостью, так как они беспрепятственно пройдут в рай и все их желания будут исполнены.

В этот День Аллах уничтожит всё. И только рай и ад, гарси-курси (уровень выше космоса), лаухи-калам (доска Судеб), и все души (всё сущее будет соединено в единую душу, из которой всё это и было сотворено) – никогда не исчезнут. Всё это – и плохое, и хорошее - будет взвешено, подтверждено Господом Миров и окончательно записано в Книге Судеб (Лаухул Махфуз). 

 Поистине Аллах воскресит умерших из мёртвых. Это и есть постижение сути Имана. Непонимание истин имана может сравниться лишь с атеизмом, провозглашённым у некоторых народов или с культом предков, то есть с многобожием.

Аллаhумма иння аъузубикя мин ан ушрикя бикя шяй - ян уа аня аъляму уастаъфирука лимя ля аъляму тубту ъанhу табаррату ъанил куфри уа маъсыйяти уа акулу ля иляhа илль Аллаhу Мухаммaдун расулуллаhи  (О,Аллах, прошу Тебя избавить меня от желания сравнивать Тебя с  чем-либо. Прошу, прости меня за те грехи, которые я совершил осознавая грех и по незнанию. Каюсь перед Тобой! Я отказался от  упрямства, грехов, неверия. Свидетельствую, что нет Бога кроме Бога и Мухаммед (с.г.с) Посланник Его 

 

                       

 

                   

 

                               Ислам состоит из пяти обязательств

 

1. Знание смысла калимы: 

 Ля иляhа илль Аллаhу Мухаммадун расулуллаhи

 

2.     Чтение намаза. Лишь догматическое выполнение религиозного отправления и незнание тонкостей чтения намаза, как то: в каком случае молитва нарушена, в каком случае нет - не будет считаться выполнением ее. Даже несмотря на то, что в религии чтение намаза считается одним из обязательств ислама.

 

3.     Ораза – пост. 

 

4.     Закят – пожертвование. 

 

5.     Хадж – паломничество.

 

Более того, этому предшествуют еще несколько обязательств. 

Это – постижение знаний об истинном служении.

 

После этого следует еще одно обязательство.  Это -

 

      Хауф рижа –  состояние души между страхом и надеждой. (Страх попасть в ад и надежда попасть в рай)

 

      В этом служении есть еще одно обязательство  это - Ихлас  (усердие, искренность или истовость, на котором будут основываться все вышеуказанные обязательства). 

 

    Деяния не поощряемые Богом  

 

     Зависть, интриганство, месть., отказ от божьего пути ради ценностей этого бренного мира., грех, сомнение, недоверие.  

Продолжать любить тех, кого Господь требует ненавидеть, и не любить тех, кого Господь требует любить. Последнего Бог не примет, более того - подобное поощрение является полным противоречием божьей воле. 

 

       

 

                                                    Перевод Салтанат Ермековой.