Шакарим Кудайберды улы № 29
№ 29. Стр.83.(«Бiлiмдiлер соз жазып, зарлаганда...»)
Все мудрецы, свои труды оставили потомству,
Которые в страданиях писали,
Познать, стараясь, этот мир,
Чтобы величие Творца в них описать.
Желая честно, справедливо, без обмана,
Хоть как-то жизнь исправить эту.
А разве есть та справедливость и милосердие в сердцах людей?
/И разве смогут оценить они его?/
Не может ведь мудрец так равнодушно,
Взирать на зло, коварство и напасть,
Что властвуют над всеми.
А если призадуматься так в наши дни,
Ни одного ты чистого душою не найдёшь и доброго умом.
Завистливы как дьяволы, объяты ложью,
Коль ты внимательно на всех посмотришь.
И где же милосердье, состраданье,
У тех, кто испокон веков носителем был доблести и чести?!
Что, не осталось ни любви, ни состраданья!
Иль может быть в помине не было такого,
Иль может обманули нас?
Ведь видел я и образованный народ,
Что кичится и уровнем своим высоким.
А если присмотреться - сплошное лицемерье,
Полны сердца их
Глупостью, коварством.
Но иногда и им приходит мысль о нравственности тоже,
Но тут же, позабыв про все,
Они готовы развязать любые войны.
Коварны словно звери,
И бряцают оружием всегда.
«Нет никого, кто лучше был бы нашего народа!»,
Так хвастают они.
И все они себя собой зовут,
Ну а других, чужими нарекают.
И нет ни одного народа, кто бы сказал,
Что мир един, всё это – «Мы».
Как можно это справедливостью назвать?
Все люди на земле должны родными быть друг другу,
Так нет ведь, сделались врагами, оружье в ход пустив.
Ни одного народа в мире этом нет,
Исполненного милосердьем,
И это так, хоть и обидели кого-то
мои слова.
Казалось бы цивилизованный народ -
Европа,
И глупо так ведут себя.
И это я лишь дикостью могу назвать.
Подумай же над этими словами,
И можешь ты над тем смеяться,
но сердце пусть рыдает у тебя.
И внешность их желает лучшего, конечно,
Что толку так за модою стремглав бежать?
Коль вся одежда их лишь смех
и сожаленье вызывает.
И узость, неудобство брюк, сюртук короткий,
И к этому вдруг шляпа, что больше головы его,
Что неудобно при ходьбе, в жару и в холод,
Ведь можно призадуматься над глупостью своей.
А каковы их женщины!
Разряжена и разукрашена как кукла.
Открыта грудь и шея,
К чему так попусту кривляться?
Ну разве можно это всё назвать разумным делом?
Как дети малые, ей богу.
Ведь вся одежда их так неудобна,
И не зачем об этом спорить.
Ведь можно подобающе одеться,
К чему такая глупость и бахвальство?
Известно, разум нам даёт наука, не одежда.
И много дел полезных можно совершить,
Коль в должном русле ум направить свой.
Всевышний нам так много блага дал,
Полезным делом ты займись, коль к лучшему стремишься.
Всё ценное, что нам даёт природа,
Растрачивают люди так бездумно.
Но нет, все благо это к насилию направлено сейчас -
Вооружённые солдаты, что начеку всегда.
Как звери они слабых разрывают,
Ни милосердья нет, ни состраданья,
А только кнут, коварство и обман.
И это можно зверством лишь назвать,
Когда один спешит убить другого.
Как радуется глаз, когда наука нечто новое откроет,
и это новшество они пустить стремятся в ход,
И главное, чтобы других поработить!
Как можно издеваться над братьями своими?
Ведь самый близкий твой в страданьи пребывает,
Как можешь ты взирать на это равнодушно?
При этом обирать его.
Коль это есть действительно наука,
Будь проклята она и только так сказать возможно!
Так есть ли среди вас хотя б один,
Кто истинно душою чист?
Коль столько сирых и беспомощных обиде предаёте.
И не нашел я ни одной высоконравственной страны,
Среди народов двадцатого столетья.
И добродетельным я не могу
назвать того.
Кто лжет о милосердии своем и чистоте,
На деле бряцая оружием и силой,
Чтобы в раба другого превратить.
Пока главенствует оружье,
Там справедливости не будет.
Ты лучше, дорогой, уйди в сырую землю,
Чем ложью всех кормить!
И веры нет у них друг к другу,
И потому оружье в ход пустить стремятся
И не желают бросить то.
Никто из них не станет слушать вас,
Коль станете просить остановиться,
И нрав исправить свой.
И лишь тогда возможно будет это,
Когда все люди ангелами станут,
Сердца свои очистив!
Насилие, коварство – есть самое плохое в людях
Не может стать достойным человек,
Коль ты дерьмо дерьмом решил обмыть.
Коварство этой бренности никто не сможет победить,
И даже справедливость.
Ведь победить невежество и зло, насилье и обман,
Никто не сможет,
Пусть даже это честный и достойный человек.
И толку нет от мести, от насилья,
крика,
Так можно навредить себе.
Сродни все это с тем,
коль били б мы ребенка несмышленного,
Злодей, способный подлость совершить,
Не остановится ни перед чем.
Ведь зло как ведьма, что всегда
Готова в спину нож тебе всадить.
Ведь человеческое тело и страсть его сравни животному,
Оно его душе помочь не сможет.
Лишь только разум нас отличит от зверя,
Коль сможешь ты, найди тот Путь и
И вылечи свой нрав!
1915 год.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм