Шакарим Кудайберды улы № 28
№ 28. стр.79.(«Бiлiмдiлер насихат коп жазады...»).
Увещевают всех ученые мужи,
Ведь для людей страдая, пишут.
И чувствую, все это для того,
Чтоб жизнь назвать коварною злодейкой.
Я в жизнь вошел стремительно как ветер,
И радость видел я и горе испытал.
Как можно глупо радоваться
всю жизнь свою?
То радость, то печаль была со мною – ведь так устроена она.
Бывало радость встречу или прибыль,
Так и хвалюсь,
Мол, нечего завидовать,
Коль мне судьба такая.
И зол я был и против шёл,
Коль била жизнь меня,
Не подчинюсь, мол, бренности ударам.
И как постигнет горе иль печаль,
Так тут же обвиняю жизнь я в этом.
Вот, дескать, забрала свое, коварная, опять,
Припоминая те слова, что об обманчивости жизни где-то я читал.
И часто я писал ошибочно об этом:
«Ну вот, обидела меня судьба»,
А коль подумать, ведь все несчастья наши,
Иль от кого-то, или от нас же
От самих.
И нет у нашей жизни в том вины,
И даже если ты озлобишься на это,
Напасть смиренно не приняв,
И хоть сто раз ругай ты жизнь,
Не вздумает остановиться пуля божья,
Коль велено тебе судьбой.
Все это жизнь, ее круговорот: и солнце, и луна, и звезды, и земля,
Все вертится, кружится в каком-то высшем танце.
Коль скоро человек потерпит горе иль мученье встретит,
И будет говорить, что в этом виновата жизнь – неверно то.
И обвинять судьбу за то негоже,
То всё равно, что против бога ты пойдешь.
Кто научил тебя так плохо говорить о жизни?
Ее ругать, чтоб снять с себя вину.
Безграмотные муллы – вот кто сказал тебе об этом,
Что мечутся за бренностью в погоне.
Вот кто-то пишет, что наша жизнь
Настолько неустойчива, обманчива, коварна,
Что даже радости, свершенные дела –
Все это сон иль яд
И все пройдет и все забыто.
И я писал так, следуя за этим мненьем,
Идя по следу этих «мудрецов».
Не жизнь полна обманов и коварств,
не верь тому, что кто-то так сказал когда-то,
Ты сам себя спешил в обмане утопить.
Ведь так удобнее, коль кто-то виноват,
По сердцу это мненье и тебя не гложет.
Полно ораторов таких, кто поспешит тебя заверить в этом,
Заставит ложь принять за истину тот час.
Коль у тебя такая страсть к наживе,
И к этой бренности пустой,
Кто, наконец, тебя завлек туда так сильно?
Что так погнался ты за этим?
Ведь знал, что пользы то не принесёт.
Ведь жизни смысл не в том,
Чтобы прожить беспечно и постареть.
Да и не в том, чтоб в бедности страдать,
Иль наслажденье испытать купаясь в благе.
Стремись же к ценному,
А коль не получил чего-то - довольствуйся и этим,
Не надо грязью обливать кого-то
И обличенью предаваться.
И жизнь, и благо, земля и небо,
Всё то уйдёт и это знак судьбы.
Коль хочешь ты от старости и смерти убежать,
Не это ли и есть судьбу проклятью предавать?
Рожденье, старость, смерть – все будет,
Лишь человек так ненасытен в благе.
И алчность наша толкает эту жизнь ругать,
И не надейся, что твои проклятья,
Вдруг остановят круговорот судьбы.
Не приноси ты никому страданий,
И сам старайся не страдать,
И эту жизнь коварной ты не называй.
А для того, будь осторожен, берегись,
Придет беда - гони ее, иль меры примени,
И бога не кляни за это!
И коль придет к тебе напасть,
Иль сам, иль кто-то в том причиной будет,
Пойми, неверно если вдруг начнешь,
Ты жизнь в том обвинять -
мол и коварна, и хитра она.
Лишь легкомысленный глупец
Коварной назовет судьбу иль жизнь.
Благодаря той глупости, что человек изжить не может,
За ним напасти каждый день идут.
И не судьба, не жизнь в том виновата,
Вина в тебе,
Ты сам ее такой вот сделал.
Хоть не согласен ты со мной,
Но это то, что я хотел тебе сказать.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток