Меню

Шакарим Кудайберды улы № 28

№ 28. стр.79.(«Бiлiмдiлер насихат коп жазады...»).

Увещевают всех ученые мужи,

Ведь для людей страдая, пишут.

И чувствую, все это для того,

Чтоб жизнь назвать коварною злодейкой.

 

Я в жизнь вошел стремительно как ветер,

И радость видел я и горе испытал.

Как можно глупо радоваться 

всю жизнь свою?

То радость, то печаль была со мною – ведь так устроена она.

 

Бывало радость встречу или прибыль, 

Так и хвалюсь,

Мол, нечего завидовать, 

Коль мне судьба такая.

И зол я был и против шёл,

Коль била жизнь меня,

Не подчинюсь, мол, бренности ударам.

 

И как постигнет горе иль печаль,

Так тут же обвиняю жизнь я в этом. 

Вот, дескать, забрала свое, коварная, опять,

Припоминая те слова, что об обманчивости жизни  где-то я читал.

 

И часто я писал ошибочно об этом:

«Ну вот, обидела меня судьба», 

А коль подумать, ведь  все несчастья наши,

Иль от кого-то, или от нас же 

От самих.

 

И нет у нашей жизни в том вины,

И даже если ты озлобишься на это, 

Напасть смиренно не приняв,

И хоть сто раз ругай ты жизнь,

Не вздумает остановиться пуля божья, 

Коль велено тебе судьбой.

Все это жизнь, ее круговорот: и солнце, и луна, и звезды, и земля,

Все вертится,  кружится в каком-то высшем танце.

 

Коль скоро человек потерпит горе иль мученье встретит,

И будет говорить, что в этом виновата жизнь – неверно то.

И обвинять судьбу за то негоже,

То всё равно, что против бога ты пойдешь.

 

Кто научил тебя так плохо говорить о жизни?

Ее ругать, чтоб снять с себя вину.

Безграмотные муллы – вот кто сказал тебе об этом,

Что мечутся за бренностью в погоне.

 

Вот кто-то пишет, что наша жизнь

Настолько неустойчива, обманчива, коварна,

Что даже радости, свершенные дела –

Все это сон иль яд

И все пройдет и все забыто.

 

И я писал так, следуя за этим мненьем,

Идя по следу этих «мудрецов».

Не жизнь полна обманов и коварств, 

не верь тому, что кто-то так сказал когда-то, 

Ты сам себя спешил в обмане утопить.

 

Ведь так удобнее, коль кто-то виноват,

По сердцу это мненье и тебя не гложет.

Полно ораторов таких, кто поспешит тебя заверить в этом,

Заставит ложь принять за истину тот час.

 

Коль у тебя такая страсть к наживе, 

И к этой бренности пустой,

Кто, наконец, тебя завлек туда так сильно?

Что так погнался ты за этим?

Ведь знал, что пользы то не принесёт.

 

Ведь жизни смысл не в том, 

Чтобы прожить беспечно и постареть.

Да и не в том, чтоб в бедности  страдать, 

Иль наслажденье испытать купаясь в благе.

Стремись же к ценному,

А коль не получил чего-то - довольствуйся и этим,

Не надо грязью обливать кого-то 

И обличенью предаваться.

 

И жизнь, и благо, земля и небо,

Всё то уйдёт и это знак судьбы.

Коль хочешь ты от старости и смерти убежать,

Не это ли и есть судьбу проклятью предавать?

 

Рожденье, старость, смерть – все будет,

Лишь человек так ненасытен в благе.

И алчность наша толкает эту жизнь ругать, 

И не надейся, что твои проклятья,

Вдруг остановят круговорот судьбы.

 

Не приноси ты никому страданий, 

И сам старайся не страдать,

И эту жизнь коварной ты не называй.

А для того, будь осторожен, берегись,

Придет беда - гони ее, иль меры примени,

И бога не кляни за это!

 

И коль придет к тебе напасть, 

Иль сам, иль кто-то в том причиной будет, 

Пойми, неверно  если вдруг начнешь, 

Ты жизнь в том обвинять - 

мол и коварна, и хитра она.

 

Лишь легкомысленный глупец

Коварной назовет судьбу иль жизнь.

Благодаря той глупости, что человек изжить не может,

За ним напасти каждый день идут.

И не судьба, не жизнь в том виновата,

Вина в тебе,

Ты сам ее такой вот сделал.

Хоть не согласен ты со мной,

Но это то, что я хотел тебе сказать.