Шакарим Кудайберды улы № 26,27
№ 26 стр. 70.(«Бул кездегi дiндердiн...»).
Все поклоненья наших дней неверны,
И нет ведь ни одной, чтоб так могла всю боль души раскрыть.
Сплошной обман, который люди верой называют,
А коль проверить пожелаешь ты на деле -
Не только разум, но и душу отворотит.
Ведь основная цель, стремленье всех религий,
На трех основах держится:
Бог – есть, есть Совесть и Судный День,
И выше этой цели не может быть другой у каждой веры.
Религия смогла бы сделать всех родными,
Но разделили нас, и вот вражда оружием в том стала.
Хоть об одном и том же говорят и Библия, Коран,
Забылся верный смысл, и тьмой покрылось всё.
Вот так и очернили основы Истины,
И потому, услышит муж учёный вдруг слова о вере,
Так убежит стремглав.
Но ни одна религия, насилия провозглашать не станет,
И кто же будет спорить с мнением таким?
(«Думы на горе» написано в 64 года).
№ 27. Стр.71.(«Бiлгенiмдi жазушы ем...»)
Я все что знал, в стихах своих оставил,
Старанье приложив в трудах своих.
И чтоб направить свой народ на верный путь,
Я промахи его найти стремился.
Нет сожаления во мне,
Что столько лет на этом поприще корпел.
Один я здесь, и нет ни одного,
кто понял бы меня,
Кто б смог сказать мне о моих ошибках,
Где прав, а что неверно говорю.
Так думая и день и ночь,
Устал писать, и нет уж сил от той тоски, что давит так меня.
И книги брал, к газетам обращался,
Но руки опустил - и нет желанья, их читать.
И не прислушался народ ко мне,
И плакал я, страдая,
И безнадёжность овладев душой,
Никак не отпускала.
Не может разобрать несчастный мой народ,
Где Свет, где темнота.
Они словам добра не верят, что я пишу,
Их ценность осознать не в силах,
И все никак понять не могут где истина, где ложь.
Что ждет тебя, несчастный мой народ?
И так страдая день за днем,
И не найдя в том выхода,
Слезами я наполнил тоску свою,
Лишившись разума совсем.
И вот разлился яд по телу,
Изнемогавшему от горя.
Тогда я, наконец, к раздумьям обратился,
и к мужеству,
Чтоб трезво взвесить все.
Дрожит, боится, Мысль моя,
Надежду потерявшая в пути.
И стала умолять меня:
«Все это невозможно, брось же все»
А тут и Лень, старуха, подбежала,
Тряся пустою головой.
И Ярость зарычала вдруг:
«Не по пути с тобой идти,
Не буду я тебе невестой!»
И отругала вдруг меня:
«Кляни же всех, не видишь,
Народ ведь глупый, не слушает тебя.
Как можешь ты терпеть такое?
Ведь правду ты не скроешь никогда!»
И так сдавили душу мне со всех сторон,
Не в силах даже повернуться.
Но вдруг Терпенье я увидел на пороге,
Что мудростью меня смирило вдруг:
«Нельзя же так теряться, друг!
Возьми себя ты в руки».
«Ты обратись ко всем своим друзьям,
И к Милосердию, Стыду и к Чести,
Вооружись же ими,
И есть ли смысл от ярости такой?
Где Осторожность, Сила в чем твоя,
Куда исчезла Справедливость?
Ты приложи старанье в том, и, взвесив всё, к совету обратись,
Ведь не дается Справедливость с легкостью такой".
Народ невежествен и дик,
И всё хорошее исчезло в нем.
И разрывается мое, в страданье, сердце,
Хоть и ушёл я от невежд.
В народе нашем и милосердие,
и стыд всё скрыл песок,
в горнило ада проглотив.
И старцы уж не в силах чем-либо помочь,
И терпят всё, вскормив смирением страданье!
И снова мне Терпение в ответ на то сказало:
«Ну, будет же, что толку от нытья такого?
Глаза слепые разве смогут все понять?
Как верное найти им ?
Попробуй вот в отчаянии таком, меня на привязи держать,
И только так используй свою Силу,
Мужество свое,
И Справедливость призови»,-
Сказало так и Разум отрезвило.
Но как вернётся моя сила?
Сказал я сам ему на днях,
Чтоб больше не являлась.
Тут кто-то вышел из могилы вдруг опять:
«А, это ты несчастный, все сидишь?
Коль ты расстанешься с Терпеньем,
я тут же прибегу к тебе!»
Но нет, я не забыл тебя Терпение мое,
Ты старый друг и верный мой соратник!
Бразды терпения в моих руках,
Как братья мы с тобой родные.
Коль всех ты позовёшь, набравшись сил,
Твоё оружье наготове.
Но если закричишь: «Уйдите все!»
Сам знаешь - то есть могила для тебя.
«Ну, так давай же, посоветуйся со всеми,
Тут все с тобой: и Честь, и Совесть,
Осторожность, Справедливость –
Старый, верный друг,
И Милосердие и Стыд.
Ну как же можно здесь коварству просочится?
Коль мы стоим и не даем ему ворваться.
И пусть невежи эти прячутся повсюду,
Тебе об этом не стоит горевать»
И я ожил, как будто жизнь ко мне вернулась,
И посмотрев по сторонам, я бросил взгляд вокруг.
Все тело распрямилось вдруг,
Наполнились глаза, слезами радости и счастья.
Но тут же вдруг ко мне, крадучись некто подошел,
И ткнув меня, коварно зашептал:
«Сиди же тихо, замолчи!
Чего же хочешь ты?
И нет, чтоб тихо посидеть,
Душа покоя лишиться может,
Так мучиться, страдать!…
Ведь это вредно для здоровья -
Все беспокойства эти.
Послушай мудрого совета,
Не то ты доведешь себя…»
И оглянувшись, я опять,
Увидел Лень свою,
И вот всмотрелся я в неё,
И стала вдруг молоденькой она,
Стройна, красива и бела лицом.
И так притягивает взгляд,
И мысль невольная за ней последовать спешит.
Но тут же разум мой восстал,
И прочь ее погнал, как месть за старое,
Что мучает меня сегодня.
«Прочь, ведьма старая, пошла!
Чего не делала ты мне своим успокоеньем,
Не подходи, и не надейся на меня.
Да, многие попались на крючок,
В безделье, жизнь свою губя,
И не стремясь к высокой цели,
Кого оставила ты в здравии?
Коварная, жестокая старуха!
Я с детства лени предавался,
Недоучившись поневоле.
И потянулся я к рукам врагов, благодаря тебе,
Что растоптать меня готовы были.
И что тебе от этого, злодейка,
Пугать меня и этой жизнью и судьбой?
А коль убьют меня враги,
Что взять тебе с меня?
И те страдания, что перенес в своей я жизни,
Благодаря тебе, Лень-матушка моя!
Брось пустословье, и иди отсюда,
Не вмешивайся в жизнь мою, не справится тебе!
Давно себе дал слово я,
Не стану есть, коль даже меду мне предложишь!
и не нужны мне наслажденья,
Хоть в этом ты покой находишь!
Ушла, рассерженная Лень,
Чтоб снова прилететь на крыльях.
Но я же скакуна взнуздал, вперед помчавшись!
А Лень, хоть и ушла, ей дела нет,
что мой народ в страдании глухом.
А мне, несчастному, покоя нет,
И вот к совету обратился я.
И все они с охотой зашептали,
И я прислушался к друзьям.
И сердце, задрожало вдруг,
Чтоб в знак согласья головой кивнуть,
(Коль правильный ответ найду)
Все, что обдумали они,
Придя к решенью умному, в застолье тесном,
Сказали мне.
И ни кокетство это, вовсе нет,
То верным словом можно лишь назвать.
Кто вежлив был со мной и ласков,
Заставив сердце защемить, заплакать.
А кто-то мне, страданий слово преподнес,
Надежды дом разрушив.
Вот так, разговорившись с добрыми друзьями
Все взоры обратили к Справедливости.
И взвесив всё,
Вот, что добавило оно, встряхнув седою головой:
«Невежество царит в народе,
Нет толку поднимать такой скандал.
У них же не излеченные души,
Не станет им лекарством лишний крик.
Раскрыть сердца им надо непременно,
К науке, к свету знанья привести.
И только так ты сможешь победить,
Увещевая добрым словом всех,
Как будто бы не знал ты этого всего.
Пиши в газеты, книги публикуй,
И пусть читает немощный народ.
И не довольствуйся признанием толпы,
Не стоит предаваться глупому тщеславью.
Как может вырасти в безводье урожай,
Ты поливай его, призвав свое терпенье.
Пусть понимает наш народ значенье слов твоих,
И только так он к трапезе приступит».
И понимая верность этих слов,
В согласии забилось мое сердце!
Не стало верные слова скрывать в тумане,
И верный знак получен был.
Я закричал на всю округу!…
Но безуспешно.
Ничто понять не смог тот слух, что ничего давно не слышит.
И сколько б не было рассыпано семян,
Не принялись они, коль пашня не была готова.
Да, верных слов, не смог понять
Безграмотный невежа.
И только тот, раскрывший завесу на сердце,
Поймет меня.
Эх, если можно было, чтоб родились,
Такие люди, среди народа моего!
Тогда б и от страданий избавились казахи,
И долгожданный день пришел бы к нам тотчас!
(«Ярость и Справедливость»).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток