Шакарим Кудайберды улы № 21
№ 21. Стр. 51.(«Басында жан мен дене екi баска...»)
И тело и душа два разные начала:
Душа не может жить спокойно,
И требует развития она.
Но тело, словно чаша для души,
И нужен ей уход,
чтоб не испортилось оно.
Теперь опишем их движенье,
Прислушайтесь к моим словам.
Душа и тело, словно два супруга,
И состоянье наше от их соединения зависит.
Природа всякий раз различна,
Как завтра повернёт она, нам неизвестно.
Отец – душа, а мать есть тело,
Вот почему и чувства наши так различны.
И тянет нас то к доброму,
А то - к плохому,
Куда нас чувство поведёт – тому и быть.
Коль суждено победу телу одержать,
Порок наполнит душу,
И пустота нас околдует.
А коль душа одержит первенство в бою
Так совесть к пробужденью тянет,
И мы плохого не узнаем.
Душа хранит себя от побрякушек,
К которым тело тянется как к меду,
Бессмертная душа всё к вечному стремится,
И если мы идем к тому, то радостна она.
Стремленье к знанию, к наукам,
Всё душу нашу беспокоит.
Но тяжесть тела мешает ей.
И рвётся к ценному душа,
Страдая в этом теле,
Куда же деться ей, ведь в нём живет она.
Душа стремится к Истине,
чтобы познать все тайны мирозданья.
Но тело бренное все давит вниз его,
Ведь суждено ему уйти, в конце концов.
Ребенок в детстве словно мотылек,
Несется радостно познать сей мир.
Тогда душа огромна в этом малом теле
На деле ты мои слова проверь.
Желанье наше стремится тело ублажить,
И так довольно этим будет,
И позабудет всё, что душу так волнует,
Готово всякий раз свернуть с дороги.
Так постепенно тело, притянув к себе,
Забудет обо всем,
И разовьется в нем бахвальство.
Лень завладеет им,
И о стремлении души своей
оно и думать позабудет,
Застрянет так на перепутье,
Но победить себя не сможет.
И разве верно будет то, чтобы душа
Лишь похвалой была довольна?
Что станет с ней, подумай?
Коль не найдет того,
к чему стремилась,
и так в отчаяньи уйдет.
Вот тело и душа,
А вот и чувство наше,
И что ж, кому же над собой,
Ты властвовать дал волю?
С чем ты останешься, в конце концов,
Кто друг тебе, кто враг?
Смотри внимательно: душа – ты сам,
А тело бренное одежда для тебя.
Прикрасы внешние, бахвальство
- подарок для него,
Что пользы никакой душе не принесут.
И ложь твоя не может пищей стать душе,
Какую ей принёс ты пользу?
Обремененная душа никчемностью и страстью,
Коль каждый день лишь праздностью доволен будешь,
Так сложно будет ей, душе, спасти себя.
Стремись к достойному, к познанию стремись, добро свершая,
И только так поверь в себя, на Бога положившись!
Мы пищей свое тело ублажили,
И привязали к нему душу.
Едой и сладким сном
наполненное тело -
Как от судьбы избавиться такой?
Бездельника и разгильдяя живым не назовешь,
И это худшее для знатока.
Безграмотный невежа, и лентяй,
что не стремиться к знаниям и делу -
Живой мертвец и только так назвать его не грех.
Так береги себя ты с детства,
Не наполняй же душу хвастовством и ленью,
стремлением к пустому.
Коль втянешься, так знай -
Ты как лиса окажешься в капкане.
Коль злоба победит, подточит разум человеку,
Полезные дела свершить не сможет он
и думать перестанет.
Останови себя пока не поздно,
У ярости и пьянства есть продолжение свое.
Вот кто-то к внешнему стремится лоску,
Как малое дитя обновкою хвалясь.
Пусть будет все: одежда, конь, характер,
Но только к доброте стремись,
Чтобы свершить полезные дела.
Ты должен знать, что означают те дела большие,
Должны лишь пользу принести они,
Коль ты умен, никчемностью не стоит заниматься.
И не смотри ты свысока
На всех людей,
Как будто в первый раз их видишь,
Не должен от других ты отличаться.
(«Душа, тело и желанье»).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма