Шакарим Кудайберды улы №№ 105,106,107
№ 105.Стр.260.(«Тауыk неге шаkырар сагат сайын...»).
Подумай, почему кричит петух,
Иль хочет он сказать, что час прошёл уже?
А пёс к чему печалится так сильно,
Когда он воет на луну?
И соловей к чему поёт так грустно,
коль розу он красивую увидит?
Иль хочет он сказать, о том, что жизнь непостоянна наша?
И жаворонок заливает песнь так лихо,
Когда восходит солнце,
Почему?
Смогли ль учёные мужи раскрыть
все эти таинства вселенной?
Мой разум мне твердит, чтоб я её нашёл,
Но разве я смогу раскрыть всё то,
Что неподвластно моему уму.
Я от растерянности разум устремляю ввысь,
Чтоб непонятный мне язык зверей хоть как-то объяснить.
Неверно будет мне сказать,
Что он поёт впустую, иль воет просто так.
Наверно тайна здесь заложена одна,
И спрашивая так себя, но не найдя ответ на то, теряюсь.
Не может эта песнь для них
Значенья не иметь,
Не для игры и развлечения дана особенность такая им.
То тайна есть всей нашей жизни и мироздания всего,
У знатоков хотел бы я о том узнать.
И коль никто ответов не найдёт,
Я свои мысли изложу тебе.
Раскрыть я постараюсь тайну, друг, тебе,
И ты поймешь, что и у зверя
такой же разум есть.
Открой глаза души, внимательно подумав,
Не слух, а сердце пусть послушает меня.
Ведь все животные и птицы, лишь мысль о Боге носят на душе,
И в силу своего уменья, его величье объяснить хотят.
И их служенье, вера и молитва – всё в том, что делать они могут,
И каждый день, и месяц, каждый час.
Поёт он неспроста,
Он описать старается могущество Хозяина вселенной.
Так значит звери лучше нас, коль жизни смысл так мудро понят ими,
А мы ж глаза свои всё той же страстью повязали.
К чему сурок упорно роет себе нору,
Запасы заготавливая впрок?
Откуда знать ему, сурку, что скоро холода наступят,
И что еда ему нужна в достатке этою зимой,
Коль в спячку он уйдёт?
Ведь кто- то подсказал ему, что лету уж конец подходит,
Всё это тайна душ живых, и вам её я покажу.
(Ведь Истину найти так сложно)-
И это всё сродни тому, как маленький козленок,
Тычет мордочкой в грудь матери своей, чтоб пищу там найти.
Обманывает утка нас, что нас уводит от гнезда,
Шумит и сильно встряхивает крыльями она,
Кто подсказал ей это?
Откуда знают звери, что время им пришло
И вот детеныш может, появится скоро,
Ведь не считают дней своих они?
А заяц почему решил сменить одежду,
И побелеть когда зимы приходит срок?
Меняет цвет кузнечик на лугу,
зелёным став, как сочная трава,
И станет вдруг другого цвета,
коль на равнине он окажется нежданно.
Не могут ведь они себя же сотворить,
И изменить свой вид,
Ведь избавленьем от врага цвета их служат.
Настолько глубоки они и бесконечны
Все тайны нашей жизни,
И я остановлюсь на том.
Слепое чувство- так учёные назвали то явленье,
Они ведь сами слепы и глупы.
Но я же не поверю в эту ложь,
Хоть целый мир твердить об этом будет.
Я всё равно скажу, что сила неразумная
Создать не в силах все эти явленья!
(«Моя вера» написано в 70 лет).
№ 106.Стр.263.(«Танрiнi iздеп бiр мунгыл...»).
Коли молится станет бедолага,
хоть каменному изваянью или ещё чему-нибудь,
Желая свет Любви своей, а значит Истину найти,
Не смейся ты над ним,
Коль, будучи рабом ему,
Готов он будет жизнь свою отдать во имя веры.
И не стремясь за выгодой и званьем,
Не зародив тщеславья в помыслах своих,
И не стремясь к коварству,
милосердье возлюбив,
довольствоваться станет малым.
Не удивляйся этому мулла,
Ведь именно такой и будет раем поощрён,
А ты, болтливый лицемер
останешься в аду!
Коль ты то бренности, то богу
Поочерёдно станешь поклоняться,
Хоть сотни лет сиди в своей мечети,
Какая польза будет от твоих молитв?
И если человек силён в своей духовности и вере,
Не станет он двуличию служить,
И веры не продаст своей,
Коль даже смерть к нему придёт открыто!
Вот это верный путь,
Который мы иманом называем,
Иль в вере стойкостью зовём!
Хоть ты ругай меня и злись,
Но в рай лишь тот и попадёт,
и заблуждаться не посмеет.
И не пример простой я привожу,
А правду говорю,
Тот человек и есть святой.
А тот, что веру продаёт свою и есть дурак,
Что мчится к благу,
к забавам бренности презренной!
(«Моя вера», написано в 70 лет).
№ 107.Стр.265.(«Тием бiреуге наkаk демесе...»).
Коль не захочет человек расплаты
за свои грехи,
Не станет совершать запретное,
чтоб честь свою не загубить,
/Обидеть он кого-то не в силах будет/,
Итак, в конце концов,
уйдет коварство в забытьи.
И если б так все люди мира смогли сердца свои очистить.
То честь над страстью одержала бы победу,
И человечество освободилось бы
от всех своих мучений.
Свой труд, и всё своё стремленье,
На честный путь направили бы люди.
Набравшись знаний истинных,
Разлив их свет для пользы дела,
И человечность стала б им порукой.
И если б за руки смогли бы взяться люди,
Забыв коварство, месть и злость,
И если бы дела свершались благодаря высокому сознанью,
Они бы многого смогли добиться,
Соединив усилия на благо всех живых !
И всё необходимое трудом достойным находили б люди,
Стремясь лишь к чести.
Не стало бы врагов у них
И все друзьями стали бы друг другу.
На многое способен человек,
Об этом знает всё, что окружает нас.
И лишь тогда наступит рай, и ад уйдёт в небытие,
Когда все эти знания в труде достойном применимы будут.
И отказавшись от оружия,
насилия и зла,
Оставив сплетни, хвастовство, обман.
и если бы изжиты были
Тщеславие, корысть.
Пришло бы время справедливого владыки,
Который поведёт по верному пути весь мир,
К запретному закрыв дорогу.
Наполнились бы души светом знания, труда,
И это озарило бы их разум,
Лишь так засветит счастьем наша жизнь,
Когда науку чести станем изучать!
(«Ответ ……..»).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram