Шакарим Кудайберды улы №№ 111,112,113
№ 111.Стр. 276.(«уждандыны мактайды тамам адам...»).
Известно, что достойный человек,
Является для нас, примером совести, ума и чести.
Все люди хвалят мудрецов, пусть то учёный муж иль невежа.
И многие из них отдали жизнь свою на том пути,
Что мы дорогой Бога называем.
Но ведь на свете много и таких,
Что жизнь без благодарности и покаяния проводят,
Поверив в то, что не предстанут на отчёт пред богом.
Ну а теперь давай подумаем над тем,
К чему же мученика совесть так гнетет, покоя не давая,
И направляет к Истине она?
Иль он желает похвалы добиться после смерти,
Чтоб славу тем путём завоевать?
Безнравственней того и быть не может в этом мире!
Он скажет лишь, что жертвой послан для того,
Чтоб нрав исправить народа своего,
Какая может быть ему в том выгода и польза?
Ведь и слова о том, что лучше нет ему судьбы,
Чем умереть за веру,
Есть хвастовство и чистая бравада.
Жестокий лишь ответить может так,
Да ведь не в этом есть
цель совести, достоинства и чести.
Ведь и в душе такого ни ада нет,
ни рая,
Две силы - ангел, рядом дьявол,
Которые как два врага стоят на поле брани.
Одно ты любишь, а тот иное любит,
И разум твой принять того не может.
Но для достойного одна надежда есть
и радость,
Чтобы народ свой нрав исправил,
Какая ж может быть ему в том выгода после кончины?
Нет и спокойной жизни от того,
Ни благости ему от мук,
Что испытает он, во имя нравственности будущих потомков.
Но вот народ исправить для того,
Чтобы в истории оставить своё имя,
Таким не может быть доволен разум мой,
И сердце тем покоя не найдёт.
Да нет же, дорогой,
Душа никак не может затеряться,
/И после смерти их души не умрут/.
Запомни же, что совесть есть основа двух миров,
И смысл весь в этом.
И эта жизнь не может быть оплатой для него,
Оплата в бесконечной радости и в вечной жизни.
И чувствует всегда душа, к чему стремится,
Что пользу принесёт, и совести и чести.
И знает ведь она, что после смерти,
Её победа ждёт в стремительной байге!
Не сможет стать достойным человек,
Коль не поверит этим тайнам совести своей.
И верить Истине, то значит разумом её понять,
И если уж поймёшь,
То и с коварством об руку ходить не станешь.
Но если побахвалиться решили после смерти мы,
То мне разгадывать не хочется такой концовки.
К чему нам говорить о совести, коварстве, жестокости и чести,
Коли душа так потеряется в небытии,
И не страдая, своей награды не возьмёт.
Меня за это назовут фанатиком от веры,
Но на такое лишь глупец способен,
А мне нет дела до него.
От всех напастей сохранит меня мой цензор –
Здоровый, ясный ум,
И говорить тебе о том, глупец,
Десятки, сотни раз -
Всё без толку,
Ты не поймёшь меня!
(«Думы на горе», написано в 64 года).
№ 112.Стр. 278.(«уйрен, бiлсен аннiн мандерiн...»).
Коль знаешь ты, как песни сочинять и понимаешь их значенье,
Сумей же точно подчинить себя законам песни,
И пусть красивый твой корабль по волнам поплывёт.
Пусть для тебя законом станет звук,
Который есть язык для кюя, сказания, и песни -
запомни это.
И с детства приучить себя старайся к тайнам песни,
Когда же сможешь хорошо усвоить ту науку,
То положи сказание на песнь свою.
Заставят всех невольно зарыдать,
Те звуки кюя или песни, наполненные грустью.
Да и в печали только песнь твоя поддержит тех,
Кто руки опустил невольно.
И лишь чарующие звуки
Направят разум мой,
И так душа покой найдёт.
Пустой, бездумный крик назвать не сможем песней мы,
И от такой ни пользы нет, ни проку.
Приятным звуком поглоти того, кто слушает тебя,
И сердце ты его мелодией смягчи,
Старайся взволновать его ты душу.
Волнующие звуки прекрасной, нежной песни,
Лишь наслаждение приносят,
И тонкая душа поймёт её значенье.
И музыка лишь выразит все чувства,
Что душу переполнили твою.
Вы, молодые, послушайте меня,
И развивайте к этому стремленье!
Ведь мало в этом мире тех людей,
Что тайну звука оценить смогли,
Таким довольно просто крика.
Глупец с закрытою душой значенье кюя не поймёт,
И песню не оценит.
Смогли б они почувствовать и оценить,
Те дивные Сирены звуки,
Коли услышали бы их?
Предавшись размышлениям глубоким,
Вот так Гомер смог описать всю колдовскую силу песни,
Которую Сирена пела на волнах.
И чтоб раскрыть её таинства,
Он ждал её, чтоб получить с небес.
Я эту песнь по-новому сложил,
Ты дашь оценку ей, коли прочтешь,
И пусть споют её певцы,
Коль те слова по нраву будут им.
Я так хотел оставить вслед себя стихи,
Которые после меня с мелодией пропеть смогли бы люди.
(«Сочинённые мной разные песни»).
№ 113.Стр.280.(«yш-аk тyрлi oмiр бар...»).
Три вида жизни есть и все они мираж
Существованием лишь можем мы назвать,
Младенчество и старость, что каждого из нас настигнет вскоре.
И посредине их та жизнь, что так ценна для человека.
Одна борьба за жизнь, недосягаемый мираж.
Не посвящай беспечности ни мига той, бесценной юности своей,
И если попусту пройдёт она,
то сожалением наполнится душа твоя.
Ищи и день и ночь, познаньем освящай свой разум,
Коль хочешь, чтоб осталось за тобой,
То истинное званье человека.
Младенчество – начало жизни, посередине – человек.
А коль состаришься, то одряхлеешь,
и нет уж прежних сил, и смысла нет бороться.
Но если уж существование твое
И это есть хвалёная тобою жизнь –
То поощренья ты не стоишь,
И можешь точку ты на том поставить!
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка лайков вк
Здоровые улыбки начинаются здесь: стоматологическая клиника Краснодар.