Шакарим Кудайберды улы
№ 123. Стр.298.(«Шын аkыл...»)
Мой Разум и моё согласье,
Подали мысль мне верную тотчас.
Твоя мечта,
Достоинство твоё,
Свободны для тебя.
Ведь воля такова Создателя,
Ты чистую дорогу предпочти.
На смуту и скандал, не проявляй ты интереса,
Достоинство своё
Поставь на верный путь.
И даже если ты дойдёшь или уйдёшь,
Ты цель свою ломать не смей.
Вот это и пойми!
У жизни нашей две дороги,
Течет как бурная река.
Она как сель,
И бьёт со всех сторон,
Когда черед твой подойдет.
И если не свернёшь,
И будешь ты идти по верному пути,
И даже если не дойдёшь,
То всё равно достиг!
Но если будешь ты изменчив,
И если вдруг метаться станешь
испортишься совсем,
И коли, что-то завлечёт тебя,
Или согнёшься ты под тяжестью невзгод,
И не заметив, вдруг вернуться ты не сможешь,
И так пойдёшь за той причиной,
Так знай, что пропадёшь,
идя на поводу!
Вот твоя воля и свобода,
Та истина, которая нужна,
И не теряй достоинства, иди!
За зыбким и неверным не стремись,
И цель свою не смей терять,
Не променяй её!
И коль стремление твоё возьмёт причина,
Пусть загорится, но не сгорит дотла!
Держись теперь:
То верный путь,
И дал тебе он верный знак!
Так верь тому теперь.
Ты верь уму, глубокой мысли.
К достоинству ты обратись,
И это всё поймёт,
От сна проснувшаяся,
Мудрая душа!
(«Ответ Разума» 1924 год).
№ 124. Стр.300.(«Шыннан oзге kyдай жоk...»).
Бог - Истина, другого бога нет!
И ясный бог, /которого познаньем понял ты/ -
Есть истинный твой Бог.
И не теряйся, я прошу, пойми всё верно,
И коль не Истина, то кто же Бог?
Не может Истин разных быть,[1]
Как будто ранее была одна,
До появления Вселенной,
Затем другая, когда живое появилось,
Теперь, во что мы верим - другая Истина.
А между ними было столько заблуждений, неверных поклонений, догм!
Не могут разными все быть они,
Одна есть Истина и Бог один.
И разным он не может быть,
Не может Он меняться!
Не нужно Истины другой,
Нужна такая, что измениться не сможет никогда!
И хватить ли терпения
И сдержанности у тебя,
По-настоящему любить?
И побежишь ли ты за каждою красавицей стремглав?
А если так, то нет в тебе ни разума,
ни святости подавно,
Ведь много же на свете дураков,
Которые лишь бренности служить готовы.
Ты не святой и у тебя лишь внешние прикрасы,
Ты лишь мараешь имя истинных влюблённых!
И неустойчив ты ни в вере, ни в делах,
И носишься как суховей по полю.
Иль дьявол ты, иль джинн,
Одно возьмёшь, другое бросишь.
Животное - не человек,
Откуда же в таком свет Истины зажжётся?!
(«Моя вера», написано в 70 лет).
[1] Здесь перевод расширен, т.к. автором оригинал дан в довольно глубоком, сокрытом смысле.