Шакарим Кудайберды улы
№ 43. Стр. 114.(«Жаралыс басы-?оз?алыс...»).
Движение – начало всех начал,
Что без причины двигаться б не стало.
Или Душа основа эта,
или Причина в том какая,
Но именно она и сотворила мирозданье,
И должен силу эту ты познать.
И без вселенского движенья,
Не сдвинется, не разовьется,
И расцвести ничто не сможет,
А что и не растет и вид свой не изменит.
Лишь только то движение и было их причиной,
И эволюция вселенская начало в том взяла.
Та движущая сила есть душа,
Она росла и развивалась,
И размножаясь много душ дала.
Благодаря влиянию тех душ
Огромное число родилось тел,
Причина этих тел и есть душа.
Небесное святило, дает растениям всю силу,
А коль наступят холода, нет жизни,
приходит им конец.
Но вдруг опять согреет солнце и дождь живительный пойдет,
И жизнь опять вселится в них и радостью наполнит души -
Вот в чем причина вся.
Как известно, семя находится в яйце,
И ведь оно находит пропитанье.
Всё вырастет из семени, коль ты его посеешь,
И расцветет, дав и другому жизнь.
И даже если соберешь ты урожай,
То не умрет его основа.
У всех живых существ есть семя,
Которое затем в основу женскую заложена и будет.
И развиваясь так, из крови примет очертанья тела,
Изменится и наберется сил,
Ведь вам знакомо это состоянье.
Ну как не может разум всё это понять?
Ведь тело душу прикрывает.
И первый познающий разум,
стал свойством человека,
И разве может быть другая правда, кроме этой?
Я говорю то молодым,
Что опьянели от чистого вина.
И не направлю слов своих глупцам и пустобрехам,
Что яду напились и хитростью своей вооружились,
Такие и не поймут тебя,
а только лишь кивнут пустою головой.
Не понимают Истины догматы,
Высокомерные, завистливые люди.
Которые твердят,
что душу по пути вдохнул Господь,
Вот так и будут шариат нам "разъяснять",
А голова, меж тем пустая.
И догма требует от нас:
«Верь мне, ведь я права».
Заблудшую религию предметом называют.
Не понимая смысла слов святых,
они твердят,
Нет ничего грешней того.
Рух – это чистый разум, вне всяких догм,
Очищенный от страсти -
Деяния Чистейшего всегда верны.
Не тот, что у животного находим мы,
Прислушайся к моим словам.
А коль не веришь мне, прочти святой Коран.
У многих небольшой умишко есть,
К примеру, у зверей, что для коварства, ловкости им дан.
И у растений чувство есть,
Коль есть цветы, что мошек пожирают.
Не веришь мне, спроси же у вселенной.
У не развивших свою душу, лишь эго есть, оно ему начало.
Пусть это человек, пусть зверь – одно и тоже.
Посмотрят лишь поверхностно и не поймут в чем дело.
Какой мулла, заблудший, всё это смог понять?
И все они горазды толковать Коран,
Коль скажешь что-то против, заверещат тебе в ответ все муллы.
Есть множество ошибок в тех тафсирах,
Что не смогли святую истину понять,
Они познанья потеряли нить
И атеист, что начитался разных книг,
И тот догмат,
Не смогут никогда поверить тем словам.
Высокомерью их конца не видно,
И бросить свои старые привычки они не захотят,
Упрямо следуя за ними,
Так как не терпят истины слова.
Попробуй что-либо сказать в ответ такому,
Он встанет на дыбы, доказывая правоту свою.
Ведь трудно поломать мышление догмата,
Его охватит зависть, злость и ярость,
/Ведь унизительным сочтет он для себя,
Смириться с правотой моей/,
Ну что же он ответить сможет,
коль доказательств нет?
И высоту собою меря, и атеисты и догматы,
Никто из этих двух
Найти не сможет золотую середину.
Вот так, связав себя уздой,
Он будет, как животное ходить,
Не в состоянии на чистый разум опереться.
И не желая подчиниться, он будет постоянно сомневаться,
Ершиться, враждовать с тобой.
Но все равно, попав ему однажды в мозг,
Мои слова замучают его,
Хоть даже этого мы не увидим.
Себялюбивое, самонадеянное эго!
Что тут же будет наготове.
Уставив очи в темноту,
Ну как на Истину оно посмотрит?
Коль недосуг рукам до разума добраться.
Предав свой ум коварству, зависти и злобе,
И сам того, не понимая,
Он пьет свой яд, как будто это мед.
Душа больная в этом здравом теле,
И не дается вылечить себя.
И пьяницей меня ты назовёшь,
Слова мои услышав.
А пьянство то, мне радость только лишь приносит.
Попробовал бы выпить то чистейшее вино,
Увидел бы все сам.
(Так сам бы опьянел от истины такой),
И понял бы слова, что исцеление приносят.
Но если не подходит этот Путь,
То докажи, неверность этой сути.
А коль не понял ты, ну что поделать мне
Я ухожу, а вы все оставайтесь,
Друзья мои, подстать животным!
Не надо, не гори как пламя мое сердце!
Придет твой час, и ты возьмешь своё...
Наследие оставить должен каждый за собой,
Придут и после нас потомки,
Они оценят верность слов моих.
Лишь Истиной довольствоваться станет чистый разум,
И за сомнительным не устремится вслед.
Коль встретится, со знающим на перекрестке,
То Истина не остановится в пути.
Достойный не станет душу продавать.
Но коли ты, так сердишься на то,
Что пониманием никто тебя не встретил,
Так знай, что цель твоя лишь похвала и лицемерье.
Ты взвесить должен разумом все это,
И завесу одеть от лавр,
Не приближайся к хвастовству!
Люби же всех, и состраданье прояви,
И каждому лекарством стать сумей.
И пусть хоть золото из уст твоих польется,
Как с родника течет лучистая вода,
И даже так, не уступай тщеславью своему, взрастив всю страсть,
Не попадайся ей в капкан!
№ 44. Стр.120.(«Жар кормеген надандар...»).
«Кто твой Любимый?», - вопрос ученого – глупца,
Смеётся надо мною он, не видевший Тебя.
Как будто нет души у знатоков - невежд,
Напичканных томами умных книг.
И если призадуматься, они как будто труп живой,
Как сани, что бездумно мчатся с высоты.
А ведь людьми себя считают,
И на себя со стороны смотреть никто не хочет.
Так дай же Ты мне свой кинжал,
Я этому тупице, разрежу чрево,
чтобы его очистить.
Пусть Луч твой осветит его,
И лишь тогда он оживет.
О, мое сердце освященное Лучами,
Получит Свыше знак оно.
И та надежда, что получил я от своей Любимой,
Поможет мне разрезать гору, словно хлеб.
А если кто увидит Лик твой светлый,
То обезумит он ,
Пусть молод он, иль стар,
Познает Бога и поймет -
"Бездумное не сможет сотворить все это"
Ты колдовским посмотришь взглядом-
В ответ природа даст, огромные плоды,
Что за поклон себе сочтешь Ты.
А если проклянешь кого,
Та пуля без ошибки попадет,
И никуда ему не деться.
А коли, скроешь ты свой Свет,
Вселенная оденет саван,
Но если Свет твой слишком ярок будет,
Глаза сгорят мгновенно у того.
Так будь добра, прошу Тебя!
Свой мир ты постепенно лучами озаряй,
И пусть вселенная Тебя познает.
И постепенно раскрывай ты свои тайны,
Так будет лучше всем,
и это я люблю в Тебе!
(«Моя вера» написано в 70 лет).
[1]"Жан" есть высшй уровень святости, когда сердце Преданного полностью превращается в Душу, отсюда – Жан.