Меню

Акмырза Дамулла Ишан. Тюрк Иман

Среди духовных учителей имя озарённого Акмырзы Дамулла ‘алейх занимает особое место. Присущие ему глубокая мудрость и высокий духовный статус нашли отражение в лаконично изложенных им основных постулатов Ислама. Обладая бесстрашием воина Акмырза Дамулла ахун вопреки жестоким запретам в 1931 году на территории Сыр-Дарьи организовал и возглавил повстанческое движение против большевиков. Эта рукопись была сохранена Абдугаппаром кари, его учеником и сподвижником, который после жестокого подавления восстания, собрав весь свой род, перебрался в Афганистан. Сын Абдугаппара – известный ныне, ярчайший представитель традиционного ислама – Исматулла Максум осуществил перевод этой рукописи с древнетюркского на казахский язык.                                 

Итак, в исламских словарях в основном отмечается, что «…суфизм (ат-тассаввуф) мистико-аскетическое учение в исламе. Суфийские авторы часто возводят этимологию этого термина к выражению ахл ас-суффа (люди скамьи, или навеса), которое применялось по отношению к особо преданным последователям Пророка. Многие учёные склонялись к мысли о том, что слово ат-тасаввуф происходит от греческого слова «мудрец» – софья…»[1].

«Ат-тасаввуф» подразумевает понятие очищения. Система мистического познания Истины была известна еще древним людям. Эта основа, по всей видимости, была общей для большинства религий мира. «..В разных медиативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактико-пропедевтических и.т.д.)  вызывание и протекание медитаций, как правило, связаны, с определённой последовательностью умственных актов, складывающихся в естественный процесс.  Поэтому почти во всех языках обозначение медитации семантически связано с понятием «ум» и «думанье», одновременно – как природных способностей человека, не зависящих от его сознательного намерения (санскр. – дхъян, рус. – думанье, греч. –размышляю, англ. –дремотное мечтание и.т.д.). Методики медитаций различаются наборами технических приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и не реактивности психики. Особое развитие медитация получила в индийской и буддийской йоге, в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников, в православном «умном делании» («логос-медитация» или «Иисусова молитва»), в «экзерцициях» иезуитов, в учении о «Пути» мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа (Юнг), ставящих целью интеграцию личности…»[2]. Таким образом, медитации и познание (мусульманский термин: зикр и фикр) – основные столпы суфизма. Это своего рода общее обозначение познавательных способностей – интеллект, ум, способность различения, восприятия и суждения. Это тонкая субстанция всех умственных процессов, в котором мистики смогли связать духовный и материальный аспекты существования. Практика созерцательного размышления устраняет различие между чувственной и рассудочной формами познания, результатом которого оказывается переживание целостности бытия, совокупность внутреннего и внешнего, полная самоуглублённость. Она служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. Итак, к изменённому состоянию сознания, называемому в философии трансмутацией, суфии приходят двумя способами, как указывалось выше: зикр – религиозные медитации и фикр (пікір) – рассуждения о творениях божьих (Коран: 2:147, 8:47, 33:41, 18:24, 23, 13:28 и.т.д.).

    

Перевод с казахского на русский предпринят Салтанат Ермековой, которая более 10 лет занимается изучением и переводом трудов выдающихся Учителей духовности Ходжа Ахмета Яасауи, Шакарима, Абая и др. (www.zikir.okis.ru). Предлагаемый труд основных постулатов Ислама предназначен всем интересующимся религиозной литературой.

  

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

А’узу билляhи минаш – шайтонир - раджим

Бисмилляhир-рахманир-рахим.

 

ИМАН, ИСЛАМ, ИХЛАС

 Мусульманином можно стать только благодаря пониманию трех основных постулатов: Иман, Ислам, Ихлас.

Иман есть познание Бога. Бог есть, но Сущность Живого Бога не может укладываться в наше сознание. (Господа нельзя сравнить ни с чем, невозможно провести аналогию между Ним и чем-либо известным людям.)

Бог – это предельное единство сущего, но Единство Его также не может укладываться в человеческое сознание. (Он не имеет ничего общего с множественностью, чем-либо связанным со временем или с тем, что распространяется знакомым человеку образом).

Его Сущность, Единство нельзя объять разумом. Он более чем Есть и более чем Един. Бога нельзя сравнить с тем понятием Живого Господа, которое определяется нашим разумом. Бог не имеет ни начала, ни конца. Это единственный и бесконечный Абсолют.

    Аллах чище и совершеннее какой-либо чистоты - ничто не может сравниться с Его чистотой, ни какая-либо форма или тело, ни в качественном, ни количественном отношении. Понимание Его Сущности, Единства, Совершенства - всё это не подвластно какому-либо сознанию или мышлению человека, даже самой мудрой и подготовленной личности не дано понять Его.

ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ

Существуют различные предвечные качества Бога, то есть Сущностная форма Господа, к которым относятся такие понятия, как: Живой, Знающий, Видящий, Слышащий, Избирающий, Говорящий, Всемогущий (здесь, Высший Авторитет). Человеческий разум не в состоянии понять все эти Сущностные качества Аллаха. Такие понятия, как «создающий», «дарящий благо» (хлеб насущный), «посылающий смерть», «оживляющий» относятся к атрибутам действия. И опять-таки наше сознание не может осознать, объять и понять все эти действия, производимые Господом. Таким образом, существуют проявления сущности Бога, с которыми вышеуказанные свойства составляют нераздельное целое. (Все эти качества есть идеи нематериальной реальности). Итак, свойства, атрибуты Бога не есть Его Сущность, но и в то же время они не отделимы от Его Сути.

Слово Божье изначально есть единое слово. К примеру, Взгляд Божий, Его Слух и все свойства Его изначально Едины. Но взгляд Его более чем изначален. (Он Видит нас всех сразу, одновременно).

Слух Божий всегда изначален. (То есть Божественное деяние включает в себя человеческие действия). Он заранее вложил в нас звуки, слова. Он не делит слова как мы, не вслушивается в сказанное, чтобы ответить. И все это опять-таки не подвластно нашему разуму. (Ни одно человеческое действие не может сравниться с божественным. Ему подчинено и повинуется всё в этом мире. Ничто не может свершиться без его воли и знания об этом. Аллах является творцом всех действий людей, которые лишь приобретают их посредством воли и стремления).

Бог это нечто, что существует вне небытия, он – Творец всех реалий. Начало, конец, внутри, снаружи – всё Он. И доказательство тому:

*إِلَه - «قُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ

«Кул ху Аллаху ахад» - илях.

(Скажи: Аллах един)

 Неоспоримым является тот факт, что в день Воскресенья люди смогут лицезреть Бога. Познавшим и познающим Бога, в процессе постижения Его в этом мире, Он не имеет себе равных, не сравним ни с чем, имеющий бесконечную степень свободы и могущества. Не познавшим и не познающим - вечная мука и кара.

 

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ النَّارِ وَ مِنْ شَرِّ الكُفَّارِ وَ مِنْ عَذَ ابِ الْجَبَّارِ الْعِزَّةُ لِلَّهِ وَ لِرَسُولِهِ وَ لِلْمُؤْمِنِينَ

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لآ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنَّا كُنَّا مِنَ الظَّالِمِينَ .

«А’узу билләхи мин-аннар уа мин шарриль куффар, уа мин ‘азабиль Жаббар, аль-‘иззату лилляхи уа лирасулихи уа лиль му’мининә альхамду-лилләхи роббиль ‘аләмин, ла илляха илля анта субханака инни кунтум миназ-дзоолимин».    

(О, Аллах, заклинаю Тебя (уберечь меня) от ада, от вреда неверных, от наказания Гневного. Поистине, Честь и Почет Аллаху,  Пророкам и мусульманам! Но вся Хвала только Аллаху! Наш разум не в состоянии охватить Бога для веры в то, что Он есть, но Он, Сущность Его есть. Поистине Ты Совершенен, но я злодей).

Более того, приказ Аллаха необходимо выполнять с полной самоотдачей, более того, осознавать тот факт, что существование без Него просто невозможно, и надо со слезами вымолить у Него позитивный результат, путём беспредельной Любви и веры. Таким же образом необходимо искренне принять слова и деяния Пророка (c.г.с.), ученых (сподвижников, святых) людей.

У Аллаха три основных приказа (направляемых Богом человеку): 

1. Делать. 

2. Не делать. 

3. Можешь делать, можешь не делать (Выполняемое по своему усмотрению ).

Люди же совершают восемь из нижеуказанных действий.

Четыре из них выполняемые:

  1. Фарыз. 
  2. Уажиб. 
  3. Суннат. 
  4. Мустахаб. 

      Три недозволенных:

  1. Харам. 
  2. Макрух тахрима. 
  3. Макрух танзиhи.

Одно из них, выполняемое по своему усмотрению:

  1. Мубах.

Всё это описано во многих религиозных книгах, которые верующий обязан изучать в течение всей своей жизни. Тем самым, овладевать знаниями и информировать не знающих.

 

ФАРЫЗ (ОБЯЗАТЕЛЬСТВО)

Фарыз - мусульманин, придерживающийся ислама и не знающий его постулатов, не есть мусульманин – такова воля Аллаха. Но познавший её суть, то есть Истину и не выполняющий её предписаний является человеком крайне греховным. Мусульманином может считаться тот, кто исправив (неверное), выполняет предписанное.  (Поэтому выполнение религиозных норм должно основываться на истинном религиозном знании и понимании. Если такое происходит – это и есть мусульманин).

У Аллаха есть основные слуги его, Ангелы.  (Ангелы – одна их трёх категорий разумных существ, созданных Богом). Они верно выполняют свою службу и достойно показывают себя перед Аллахом. (Это любимые и верные слуги Аллаха). (Они сотворены из огня). К ним не применимы понятия женского и мужского пола, они бесплотны, идеально чисты, без нафса и основным их стремлением является служба Богу, угождение его воле. У них нет другой цели, кроме (получения) милости Аллаха. Это самые многочисленные из всех слуг Аллаха, они все совершенны, среди которых есть Пророки (то есть высшие среди них – мукаррабун, приближенные): Джабраиль г.с., Микаиль г.с., Исрафиль г.с., Газраиль г.с. Если кто-либо из людей посмеет не принять одного из них, будет зачислен в списки грешников.

Аллах оставил человечеству Святые Книги. Одна из этих книг (и последняя из них) – Коран. Доказательство слова Божьего. Записанное слово Бога. (Коран вечное и несотворённое «Слово Божье» и является предвечным атрибутом Его бытия.) Если кто-либо посмеет проявить сомнение или подозрение хотя бы к одной букве или слову (Корана), этот человек будет считаться греховодником, вышедшим за пределы веры.

Бог послал на землю Пророков. Один и последний из них Мухаммад – печать Пророков. Араб из рода курайшитов, родился в Мекке, умер в Медине. Мухаммад – сын Абдоллы, Абдолла – сын Абдумуталипа, Абдумуталип – сын Хашима, Хашим –  сын Абдуманапа. Самый высокочтимый их всех Пророков. И умма его является самой уважаемой. Представители этой уммы войдут первыми в рай.

У АЛЛАХА ЕСТЬ ОДИН РЕШАЮЩИЙ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ НЕ ИМЕЕТ КОНЦА.

В этот День неверные и грешники будут подвергнуты наказанию. Жертвы Жаханнама будут гореть в огне! В этот День достойные и добрые дела Праведников, души которых наполнены светом имана, будут поощрены Господом. Жертвы преступников будут отомщены в зависимости от тяжести нанесененого им вреда. Если жертва не имеет каких-либо заслуг, то преступники и злоумышленники возьмут на себя грехи своих жертв. Не будет конца мучениям грешников и не будет конца наслаждению праведников.     

В этот День все люди будут отчитываться за все свои дела: греховные и добрые, где будет учитываться всё, вплоть до того, что человек употреблял в пищу, что одевал, как использовал свои материальные блага и т.д.

Это День расплаты: за недозволенное и греховное – наказание, более того, за подозрение и недоверие (сомнение) такой человек испытает на себе обиду Господа. 

Ангелы принесут книги, в которых записаны добрые и злые дела людей в мельчайших подробностях. Достойный увидит эти записи справа перед собой, а греховоднику представят книгу слева позади от него. 

Все деяния людей: достойных и грешников, малых и больших станут известны каждому их них. В этот День весь человеческий род будет переносить страдания. (Судный День – это страшный День, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Бог станет допрашивать людей об их поступках). И как бы не старались (люди), они не смогут скрыть свои грехи, так как об этом будет свидетельствовать всё: их руки-ноги, время, Кироман и Катибин (Ангелы на плечах людей).

Все грехи и достойные дела людей будут взвешены на огромных весах и предстанут перед каждым. Если добрые дела возьмут верх – Достойному снизойдет милосердие Бога, если же грехов будет гораздо больше, то несомненно последует Божье наказание.

Гнев Господа падет на мир и уничтожит всё живое на этом свете. (В этот день Исрафил затрубит в трубу, звёзды упадут с неба, моря переполнятся, горы рассыплются).

Все люди должны будут пройти по узкому как волос мосту, протянутому над пропастью ада: для грешников он будет тонким, для праведников просторным, как этот мир. Грешники упадут вниз и их страданиям не будет конца, а души праведников наполнятся радостью, так как они беспрепятственно пройдут в рай и все их желания будут исполнены.

В этот День Аллах уничтожит все. И только рай и ад, Гарси-Курси (уровень выше космоса), Лаухи-Калам (доска Судеб) и все души (все сущее будет соединено в единую душу, из которой все это и было сотворено) – никогда не исчезнут. Все это – плохое, хорошее будет взвешено, подтверждено Господом Миров и окончательно записано в Книге Судеб (Лаухул Махфуз).

Поистине Аллах воскресит умерших. Это и есть постижение сути Имана. Непонимание Имана именно таким образом, может сравниться лишь с атеизмом, провозглашённым у некоторых народов или с культом предков, то есть с многобожием.

 

اللَّهُمَّ إِنَّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ أُشْرِكَ  بِكَ شَيْئاً وَ أَنَا أَعْلَمُ وَ أَسْتَغْفِرُكَ  لِمَا لاَ أَعْلَمُ تُبْتُ عَنْهُ تَبَرَّتُ  عَنِ الْكُفْرِ وَ مَعْصِيَةِ وَ أَقُولُ لآ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ مُحَمَّدٌ رَّسُولُ اللهِ

«Аллаһуммә иннә әғузубикә мин ән ушрикә бикә шәй - ән уә әнә әғләму уәстәғфирукә лимә лә әғләму тубту ғанһу тәбәррату ғанил куфри уә мәғсыйәти уә әқулу лә иләһә иллАллаһу Мухаммәдун расулуллаһи» 

 (О,Аллах, прошу Тебя избавить меня от желания сравнивать Тебя с какой-либо вещью. Прошу, прости меня за те грехи, которые я совершил обдуманно и по не знанию. Каюсь перед Тобой! Я отказался от  упрямства, грехов, неверия. Свидетельствую, что нет Бога кроме Бога и Мухаммад (с.г.с) Посланник Его).

ИСЛАМ СОСТОИТ ИЗ ПЯТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

  1. Знание смысла калимы:

لآ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ مُحَمَّدٌ رَّسُولُ اللهِ

Лә иләһә иллАллаһу Мухаммәдун расулуллаһи 


     2. Чтение намаза. Лишь поверхностное выполнение религиозного отправления и незнания тонкостей чтения намаза как-то: в каком случае молитва будет нарушена, в каком случае нет – подобное богослужение не будет считаться обязательством. Даже несмотря на то, что в чтение намаза считается одним из обязательств ислама.

     3. Ораза – пост.

     4. Закят – пожертвование.

     5. Хадж – паломничество.

Более того, этому обязательству предшествуют еще несколько обязательств. Каковы эти обязательства?

Ответ: Знание науки об истинном богослужении.

После этого следует еще одно обязательство. Каково оно?

Ответ: Хауф рижа.

Хауф рижа – это состояние души между страхом и надеждой. (Страх попасть в ад и надежда попасть в рай)

В этом служении есть еще одно обязательство – Ихлас  (искренность или истовость, на котором будут основываться все вышеуказанные обязательства).

ДЕЯНИЯ, НЕ ПООЩРЯЕМЫЕ БОГОМ

Зависть, интриганство, месть., отказ от божьего пути, ради ценностей этого бренного мира., грех, сомнение, недоверие. 

Продолжать любить тех, кого Господь требует ненавидеть и не любить тех, кого Господь требует любить. Последнего Бог не примет, более того – это является полным противоречием божьей воле.


       Перевод Салтанат Ермековой.

 

 

 



[1] Исламский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – С.225.

[2] Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С.357.