Меню

Шакарим Кудайберды улы №№ 49,50

№ 49. Стр.128.(«Жер жузiне карасам...»)

О, как земля богата наша

Разнообразием людей, обычаев, 

А присмотреться тысячи их будет, 

И вер, и поклонений в том числе.

 

И в этом есть секрет,

Коль призадуматься над всем.

Есть тайна в том глубокая,

И вот в чем смысл ее:

 

Коса густая у моей Любимой,

И в ней несчётное число волос.

И каждый, веря, 

Что один из них и есть та Истина, которую он ищет,

Поймал тот волосок и держит,

Настойчиво, упорно.

 

Вот поклоняется огню один народ,

И верит в то, что он и есть

Его единственный Господь.

Другой иконе поклонился,

И отвергает первых.

 

И говорят одни, что «Бог один»,

«Но нет, же, много их»,- 

Так говорят другие.

Кто в солнце видит божество,

А кто-то вообще не верит в бога.

 

Каким бы ни было их мненье,

Создателя все ищут своего.

Поэтому и мысли всех людей на свете,

Тем и наполнены, чтобы Творца найти.

 

Как будто только 

Появившийся на свет ягнёнок,  

Что ищет мать свою.

И тронет мордочкой  одно, другое -

Вот на кого похожи люди все.

 

И человеку невдомек, 

Откуда эта мысль пришла к нему.

И ищет так, не понимая, 

Что в поиск бросила душа его.

 

Ведь Истина так глубока,

И тяжело её понять,

Да и остаться также нераскрытой

Она не может. 

И то, что мненья все 

Различны в этой сути,

Связаны лишь с этим,

Но  многие не могут то понять.

 

Нет ни единых, верных поклонений,

По свету по всему разбросанных доселе.

И в каждой есть неверное начало,

Что увеличило количество религий.

 

Во многих этих верах 

Единственное есть решенье,

И у решенья этого, есть окончание своё.

Ведь для заблудшего прощенье есть,

Но также есть условие одно на то прощенье.

 

Любите же Единственного Бога своего,

Коль искренни вы в вере.

Врагом для вас насилие пусть будет,

Чтоб  отвернуться от алчности и злобы,

И страсть свою не увеличить.

 

Путь Бога - это сердце чистое,

Насилие - есть дьявол, что влечет тебя в геенну.

Так сохрани же сердца чистоту ты с детства,

Запомни же то правило, мой друг,

И следовать ему заставь себя!

 

№ 50. стр. 131.(«Жетiм бала иесiз...»)

В народе поговорка есть такая,

Известная с глубокой старины:

«Сам перережет пуповину сирота,

Коль без отца ему пришлось на свет явиться».

 

Как символ одиночества мой дом, 

что без огня и на окраине стоит,

В тоске щемящей.

Как будто высший судия в том испытать меня хотел,

Я сам открыл тундук[1] над моей юртой.

 

И никому из вас не может быть по нраву жизнь моя,

И вкус такого яда 

И вытерпеть никто не сможет!

Наверное не стоит и писать о всех страданиях моих,

О том, кем был несчастный ваш старик.

 

Ведь важно знать не то,

Кто есть Господь, иль как его изобразить,

А о делах его и сути должно знать.

Секрет  судьбы пусть станет для тебя ученьем,

Подумай же над тем,

Где верный иль неверный путь.

 

И я был на пиру, за бренностью в погоне,

И знаний должных не набрал.

Нет хвастовства в моих словах,

Прости, коль, что тебе недоскажу.

 

Свободен я теперь,

И нет во мне страданий.

И я смешон для всех сейчас,

Ведь семь десятков раз я проиграл. 

 

Я мести не держу в своей душе,

Чтоб не судачили  в народе обо мне.

И если уж желаете того,

Хоть в кровь меня избейте за хулу.

 

Нет ни врагов, и ни друзей,

Да и страданий не страшусь.

И нет желаний наслаждения искать,

Я как безумец одинокий.

 

И чтоб моя душа израненная улетела,

И проглотила меня черная земля,

И чтоб потом забыл меня народ,

Я имя дал себе «Забытый».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Верхнее отверстие юрты.