Меню

Пакырнама

ХОДЖА АХМЕТА ЯСАУИ

 

                                                                       «Пакырнама» 

 

ТРУД ХОДЖА АХМЕТА ЯСАУИ «Пакырнама» 

 

УДК 78:398

ББК 85.31:82.3 (5Каз)

Е 72

  

Перевод с чагатайского на казахский язык и пояснения:

Досай Кенжетай

Перевод с казахского: Ермековой Салтанат

 

Древняя история Тюркского государства, и в частности, Казахстана, как известно богата величайшими личностями, которые оставили глубочайший след в жизни не только нашего народа, но и всей цивилизации. Одним из таких уникальных людей был Шейх Туркестана Хазрет Султан уль-анбия Ходжа Ахмет Ясауи. Великий мудрец, святой, ходатай за страждущих перед Богом, личность, отмеченная Всевышним. После себя Ясауи оставил огромное количество трудов, среди которых: «Рисала дар адаби тарикат», «Диуани хикмет», «Факырнама», «Мират уль-Кулуб» (Зеркало души), которые он пишет в течении долгих лет в полном отречении от земных благ, в подземной келье. Эти труды повествуют о сокровенном знании –  основах веры.

 

Книги рекомендованы религиоведам, историкам, филологам, востоковедам и широкому кругу читателей.  

ISBN 9965-9531-20-0 

                                                                 Пақырнама

Әлһәмдуллииллаһи рәббил аләмин уә-л-ақи бәту лил-муттә қин уәссәлату уәссәламу әла Расулиһи Мухаммадин уә әлиһи уәасхабиһи әжмәғин !

Вся хвала Великому Создателю миров, Великому Господу, пусть будет принято терпение смиренных! Хвала, приветствие и благополучие Пророку Великого Аллаха Мухаммаду, его отпрыскам и всем его сподвижникам!

Знайте, что в этой святой книге, истинный наместник, султан всех святых, оплот богобоязненности и чести, потомок султана святых – Хазрет Султан Ходжа Ахмет Ясауи сказал следующее: «После нас, как только приблизится Последний День, появятся разные шейхи, у которых паства Иблиса (дьявола, да пошлет ему Бог проклятья!) будет брать пример. И весь народ будет страшится и любить их, но не смогут они руководить должным образом своими мюридами.

Эти люди, становясь обузой для своих мюридов (надеясь на них), не смогут отвадить себя от греха и очистить душу. Они предпочитают тех, кто занимается всяческими религиозными нововведениями. Не принимают представителей Сунны, ненавидят их. Они не придерживаются законов шариата, предпочитая греховное. При этом, совершая грехи,  ждут милости Божьей. оскорбляя богослужения достойных Шейхов, направляют своих мюридов на скользкий путь и сами же становятся неверными. И в конце концов, их мюриды, также будут неверными. И благодаря этому, постигнув унижение, погрязнув в невежестве, страданиях и нищете, будут побираться у дверей своих мюридов. Требуя дань, подношений от учеников, но услышав отказ, они станут бранить их, богохульствуя: «Если я отрекусь от вас, то и Бог от вас отречется!»

 Истинные Шейхи, получив подношение, отдают его бедным, сиротам или беспомощным. А если используют это (для себя), то будут чувствовать себя так, как если бы они съели запретное мясо, или падаль. Но если от того подношения он (Шейх) сошьет себе шубу, (хвастая при этом, что благодаря своему высокому статусу он получил такой подарок), Господь не примет его молитв до тех пор, пока эта шуба не износится. И если из этого подаяния он приготовит пищу, Великий Аллах пошлет ему тяжелые испытания в аду.

И если кто-либо посмеет быть учеником такому Шейху, поверит ему, то станет неверным. 

Такие люди – проклятые, их грехи даже больше, чем у таджалла (дьявол), в шариате, тарикате, акикате и магрифате они станут неверными, еретиками.

    О, талип (Ищущий), если ты ищещь Истину, тогда верно служи такому Пиру, который  должен быть:

В шариате – арифи билах  (обладатель мистического знания, мистик, “познавший”).

В тарикате – уақифи әсрар  (умеющий хранить тайну. Тот, кто пересек пределы времени и пространства и достиг искомого).

В акикате – камилу мукаммал  (духовно развитый человек) .

В магрифате – дарияи ғумман  (достигший духовных высот).

Такой Пир обучит своего Ученика шариату, в тарикате различным состояниям, в хакикате тайне, и в магрифате приведет к истинному вдохновению.

И если ты станешь служить именно такому Пиру, то твое дело будет наполнено счастьем, (твой путь будет открыт). Если мюрид не знает науки шариата, то Шейх научит его этому.

    Если в тарикате произойдет нечто сложное, в том случае, когда Ученик не сможет найти выхода, то Шейх наставит его на верный путь знанием тариката, укажет верный путь из сокровений акиката - Истины и в магрифате сможет развить в Учениках стремление, тягу к Богу.

     Шах Зуннун Мисри рахметуллахи ‘алейх сказал следующее: «Пока мюрид не прослужит сорок лет, ему не суждено стать аскетом и получить место дервиша, он не будет достоин хирки суфия (власяница, одежда суфия)»  

     Хазрет Султан Ходжа Ахмет Ясауи сказал следующее: «Для того, чтобы дойти до уровня Шейха или Пира, необходимо прослужить сорок лет у своего Наставника. Но если (он)возьмет мюрида (не прослужив у Наставника), это будет неправильно.  Прежде чем называться дервишем, вначале  необходимо смирение перед  приказом Божьим, подчинение законам шариата, отказаться от насилия, никчемных дел, оградить себя от того, что не относится к религии. Но если же (Ищущий) не будет верно, денно и нощно преданно служить и объявит себя Шейхом, его дела пропадут даром. И если он уйдет в иной мир без покаяния, Великий Господь предаст его жесточайшей каре в аду».

О, дервиш, если суфий будучи аскетом, и борясь со своими страстями,  при этом будет торговаться (требуя чего-либо за свой аскетизм), попрошайничать, если его суфизм вял и немощен, деяния грешны, мюриды неверны, суфизм (проявляется) лишь внешне, тогда его дервишизм пустая надежда, наводящая смуту (масыл - паразитизм), намерения греховны (фитна), тарикат неверен (презренен), сунна таких людей противоречит шариату (бид’ат), нрав очень плох, их деяния приносят лишь несчастья, тайны - вред и зло, тела их грязны, осквернены.  

  О как же нам быть теперь? Суфии в своем богослужении не укрощают свои страсти, факиры (бедные) не могут довольствоваться малым (неприхотливость), у богатых нет благородства и милосердия, дервиши не предаются страданиям о Судном Дне. О, дервиш, что же будет с нами?

    О, дервиш, будь осмотрителен знай:  

Во-первых,  должен знать – /калима/ заклинание шариата

Второе –  /калима/  заклинание тариката

Третье -   /калима/  заклинание магрифата

Четвертое – /калима/  заклинание акиката

Но занимаясь суфизмом и не знать эти заклинания, значит не быть суфием.

Заклинание шариата – Ля иляха иль Аллаху Мухаммадун Расулуллах. Нет Бога, кроме Бога и Мухаммад его Пророк.

Заклинание тариката - Ля иляха иль Аллаху саффан саффа Мухаммадун Расулуллах.  Нет Бога выше Бога и Мухаммад Пророк Его.

Заклинание магрифата - Ля иляха иль Аллаху әзәмәтихи Мухаммадун Расулуллах хилкатиху.  Нет Бога величественнее самого Бога и Мухаммад Пророк Его.

Заклинание акиката - Ля иляха иль Аллаху бикудратухи  Мухаммадун Расулуллах бирисалатихи. Нет Бога сильнее самого Бога, и Мухаммад Пророк Его, которому была послана Его Книга.

О, дервиш! Если ты примешь смирение прежних святых, прислушавшись к их словам, поняв, приняв основы, их учения,  бросив свои никчемные увлечения, сломав свою страсть (пристрастия), подчинив ее себе, взяв себя в руки, проявляя неприхотливость во всем, довольствуясь своей судьбой, проявляя терпение в напастях (горе, испытаниях), верно ведя службу (в соответствии) с посланным сокровением, выполняя приказы Великого Господа - только тогда ты будешь достоин звания дервиша. Но если (Ищущий) не зная всего этого станет провозглашать себя Шейхом, то в Судный день такой будет предан проклятию.  Упаси Господь нас от этого!  Макам смиренности (духовное состояние на пути самосовершенствования)имеет очень высокий статус. И каждому это не дано.

 

Был знак нам Свыше дан от Истины,

И я один ушел в глубины моря, друзья.

И в том Господь Великий приказ послал мне свыше,

Бихамдилла, и в здравии я вышел из него.  

 

Пришел мой срок, и жизнь прошла, я ввысь взлетел,

Душа наполнилась моя, и разум в потрясении,

вот так и я пришел в себя,

Сражался с дьяволом и страстью я,

И понял смысл терпения и благодарности.

Я в девять лет страдания смиренно перенес, был стойким,

И в десять лет  я не сдавался

От трудностей не убегал,

В 11 я страсть свою держал в руках,

Отдавшись полностью смиренью и благодарности друзья.

 

В двенадцать лет все духи предков и 

пери райские пришли, приветствовав меня,

И таинство вина они вручили мне,

Приняв смиренно его я выпил, друзья.

А 13 лет я ввысь духовности поднялся,

И погрузился в пучину моря,

И тайны магрифата я собирал,

Увидев свет, я обезумел, держал себя я в тисках,

И так в безумстве, разум потеряв, ходил я потрясенный.

 

В 14 страдал я, смирил свою гордыню, стерев ее в песок,

Произносил я зикр «hу»,в изнеможении страдая,

Я все отдал, все дорогое, что имел,

После чего я ввысь взлетел, друзья.

 

В 15 я горел в твоей Любви,

Неверно понимая, я всюду ошибался,

И, наконец, покаявшись, я Истине предался,

Упал я в покаянии, ушел я от греха, друзья.

 

И сокровение принес Архангел Джабраил

Пророку Мухаммаду,

Которое гласило зикр произносить для всех людей,

Меня на этот путь направил

Хизр святой,

После чего меня наполнило как море, друзья.

На поле шариата привычно я трудился,

И пел в садах я тариката,

И взмыв на крыльях сокровений акиката,

Открыл я двери магрифата, друзья.

 

Приказ Аллаха мне принес мой Пир,

Я пил вино, а он все наливал его,

О, раб Ходжа Ахмет моя душа горит и мое тело,

Рассыпал жемчуг драгоценный

своим ученикам, друзья.

Итак, этот макам есть основной принцип всех святых, арифов(подвижников) то есть влюбленных. Особенно это макам Хазрета Расула Акрам салаллаху алейхи уасалам. Тоесть «Аль-факру фахри»: «Любить человека (здесь смиренного, бедного) есть проявление имана, тот, кто обижает, унижает человека - есть неверный». К тому же Хазрет набина салаллаху алейхи уа салам говорил: 

«hуббу-л-фуқәраән мин-әл иман, уә бұғзу-л-фуқараи мин-әл куфри». 

Поэтому уровень смиренности и его богослужение даже выше семи слоев небес и величественнее семи слоев земли.

По этой причине Хазрет Расул Акрам саллаллаху алейхи уа салам говорил: «Хурмат-л фуқәраи-му’минина әғзәму индаллахи мин сәбғи-и-сәмауати уа сабғи-л-иәрзийна».

О, дервиш, если кто-либо будет служить богачам, и станет почитать его ради бренности, ради своего блага - его ждет Божье проклятье.  Более того, Господь накажет того, кто проявляет насилие по отношению к смиренному и пошлет ему безграничные страдания. Такой нрав не может быть у смиренных, он свойственен только лицемерам.

По свидетельству Хазрета Али разиаллаху таала ‘анху: макамы дервишей (ступени дервишизма) состоят из 40 макамов. Если зная это, он будет верно служить,его дервишизм станет истинным, но коли он не станет учиться и совершенствоваться, тогда макам дервишей обернется для него вредом и сделает его невежей.

Он состоит из 40 макамов:

- 10 макамов в шариате (религиозные правила, составляющие законы ислама, эзотерическое откровение ).

В первую очередь иман, (клятва в вере) – вера в то, что Бог есть, в Единство Великого Господа, вера в его свойства, в его  Суть. 

Второе - чтение намаза., 

Третье – ораза, пост.,

Четвертое – закят.,

Пятое – хадж.,

Шестое – мягко говорить, честно.,

Седьмое – познавать, интеллектуальное развитие.,

Восьмое – беспрекословно выполнять Сунну Пророка Мухаммада салаллаху таала алейхи уа саллам.,

Девятое – беспрекословно выполнять  приказы Великого Аллаха.

Десятое - /нахи мункар/ бежать от запретного.

 

10 макамов в тарикате (тарикат-путь, метод мистического познания Истины):

Вначале – покаяние., 

Второе – служить Пиру (здесь найти Наставника)

Третье – кауып-рижа (осторожность, смирение и благодарность), то есть боясь гнева Божьего, надеяться на Его милосердие.,

Четвертое – (уирд) закрывать запретные места тела.,

Пятое – отказ от бренных наслаждений., 

Шестое – быть на службе у Пира.,

Седьмое – говорить только при разрешении Пира.,

Восьмое – слушать проповедь., 

Девятое – тажрид - непривязанность к миру; “неотождествление”.

Десятое – тафрид - непривязанность к себе.

 

10 макамов в магрифате:  

Вначале – фана (транс, пребывание в божестве, «стирание» личностных качеств, замену их божественными).,

Второе – принять дервишизм.,

Третье –  (тахаммул) проявлять терпение каждой ситуации, стойкое перенесение страданий и лишений.,

Четвертое – чистые намерения (талап - стремления).,

Пятое –  магрифат (гносис, высшее эзотерическое, мистическое знание, обретаемое в результате духовной практики.).,

Шестое –беспрекословное подчинение шариату, тарикату;

седьмое - отказ от бренных благ, воздержание, отречение от мира., 

восьмое - делать выбор в пользу  Последнего Дня., 

девятое -вужуд, бытие. Здесь, понимать и знать этот макам, ступень мистического пути., 

десятое - знать тайны Хакиката (Акикат) последний этап мистического Пути постижения Истины.

10 макамов в акикате (Истина,  последний этап мистического Пути (тарик);постижение Истины.): Вначале – стоять на пути Истины.,

Второе – отличать плохое от хорошего.,

третье – проявлять терпение и не рваться к пище раньше других.,

четвертое – неприхотливость, умеренность.,

пятое – отдать свое благо на пути Аллаха.,

шестое – не притеснять человека.,

седьмое – добровольная бедность.,

восьмое – (Сулук ) путь обучения, характеризующийся самостоятельными усилиями ученика, находящегося под руководством наставника.,

девятое – хранить тайну (мистическая тайна бытия).,

десятое – знать макамы (ступени) шариата, тариката, хакиката и работать в этом направлении. 

По руаяту (воспоминания) Шейха Хасана Басри рахматуллахи ‘алейхи, Хазрет Али разияаллаху ‘анху так передает слова Хазрет Расула салаллахи алейхи уассалам: В ночь Мигража по воле Аллаха, Хазрет Джабраил алейуассалам привел сказочного коня. Он пронес его через семь небес. И тогда (Пророк) увидел чудеса по воле Великого Творца. Он поприветствовал Создателя миров, Аллах ответил ему приветствием, и пришло сокровение: «О, наилучший из Пророков, посмотри наверх!»

Хазрет Расул Акрам Сальаллаху ‘алейхи уассалам посмотрел вверх. И там он увидел прекрасные картины, его охватил высший восторг и потрясенный он упал в беспамятстве. Придя в себя, он обратился к Аллаху: «О, Рабби ‘аламин, что это за картины? Увидев все это, я потерял рассудок!»

Здесь последовал ответ от Великого Творца: «Это видение смиренности. О Мухаммад, если ты желаешь (увидеть) Меня, стань смиренным, не будь привязан к миру и к себе(в оригинале: тажрид - непривязанность к миру; “неотождествление”,тафрид - непривязанность к себе). 

И если хочешь увидеть Лик Мой стань аскетом (в оригинале: Риадат - “умерщвление” (плоти), аскетическая дисциплина). Тогда ты станешь достойным моей милости (мушарраф). И если кто-либо желает увидеть Лик Мой, все кроме Бога должно быть для него запретным!»

Видение смиренности было на небесах и спустилось на землю.  Все сподвижники познали сокровение смирения. Ищущие говорили об этих видениях.

  Хазрет Али разиаллаху ‘анху: «Хазрет Мухаммед Мустафа сальаллаху ‘алехи уассалам в ту ночь вернулся из Ми’ража, как в огне. На его святом лике я увидел Свет. Мне пришло сокровение, что от того света было создано 18 тысяч мирозданий. Тогда я сказал Пророку: «О, расул аллах, сегодня я увидел на вашем лице Свет, не такой как обычно».

И тогда Пророк сказал, что в ночь Ми’ража он получил сокровение смиренности от Господа Миров и испил напиток любви.

Хазрет Али разиаллаху ‘анху сказал: «И я также мечтаю об этом». Хазрет расул сальаллаху алейхи уассалам и мне дал каплю любовного вина, я выпил егои потерял сознание. Затем я пришел в себя и увидел те сокровения, которые увидел Хз.Пророк. Хазрет Расул Акрам сальаллаху алейхи уассалам сказал:  "О, Али, смиренность имеет десять макамов (ступеней), десять светочей, и этот путь состоит из десяти уровней". Они называются 40 достоинств.

10 макамов следующие: 

Начальный макам: (канагат) неприхотливость, умеренность, к примеру Хазрет Расул Акрамсальаллаху алейхи уассалам говорит: «канағатуканз-ул ла йафни», то есть умеренность и неприхотливость есть огромное благо, сокровище. Нет пользы от нескончаемого мирского блага, когда придет конец, тогда и оно исчезнет.,

Второй макам – проявлять терпение к тяжестям, напастям жизни, к испытаниям.

Третий макам – проявлять смирение. То есть, смиренный, желая заниматься духовностью, невольно вынужден заниматься бессмысленными бренными делами, в силу жизненной необходимости или бедности.

Четвертый макам – cмиренный должен страдать. Быть как пророк Айюб.

Пятый макам – должен познавать и восхищаться. Хайрат-состояние оцепенения, возникшее в результате смятения и потрясения.

Шестой макам – должен быть (риязат) аскетом - “умерщвление” (плоти), аскетическая дисциплина.

Седьмой макам – должен быть готов к страданиям (голодать).

Восьмой - халақат   /создания/                                   

Девятый макам – смиренный должен быть грустен., дил хаста – страдания сердца;

Десятый макам – Лик Великого Господа

 

У смиренного 10 светочей:  Первый светоч – сыдых - правдивость, искренность, безупречность, честность.,

Второй светоч – сдержанность. Хазрет Расул сальаллаху уалейхи уассалам говорил: «Ас-сабру кәнзун мин кәнузи-л-жаннати». То есть сдержанность есть сокровище рая.

Третий светоч – шукр (быть покорным судьбе, не роптать и быть благодарным богу.

Четвертый светоч – познание.

Пятый светоч – зикр (медитации)

Шестой светоч – намаз (молитва)

Седьмой светоч – ораза (пост)

Восьмой светоч – иман (твердость в вере)

Девятый светоч – садака (милостыня)

Десятый светоч – чистота души. 

У смиренного 10 путей: 

Первое – покаяние.,

Второе – избавление от греха.,

Третье – сокрушаться о плохих делах., 

Четвертое – удивляться, (потрясение созданиями Творца)  - хайрат., состояние оцепенения, возникшее в результате смятения и потрясения.

Пятое – страдание и слезы.,

Шестое – Просить помощи у Аллаха., заклинать Бога о своей второй половине (О супруге)., 

Седьмое – отказаться от плохого, недостойного пути.,

Восьмое – Постоянно быть с зикром Аллаха., 

Девятое – тафаккур – глубокое познание, познавать Творца., 

Десятое – фана - растворение индивидуального бытия в Боге.

У смиренного 10 особенностей :

1 - Скромность, добровольная бедность.,

2 –сокровение.,

3-  справедливость, правдивость.,

4 – зикр, медитации.,

5- ихсан- истовость, чистосердечие, совестливость., (искреннность при выполнении религиозных обязанностей, противопостовляемая ханжескому)., 

6- саттар одно из имен АллахаСкрывающий грехи, ошибки.,    

7 аманат - “залог” (то, что вверяется Богом, его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: “Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек...” (К.33:72). 

8-таслимсмирение

Шайх Шахабид кадда саллаху сирраху говорил: «В дервишизме необходимо знать эти 40 условий. Таких людей называют суфиями».

Султан Ахмет Кубира говорил: «Я жил 73 года. 40 лет был в смирении. 7 лет совершал хадж, 1000 раз читал Коран хатым (намаз во время поста), 70 раз видел во сне Хазрета расул сальаллаху алейхи уассалам и смотрел на его светлейший Лик. Об этих 40-ка макамах он рассказывал мне. Я же не делал того (не работал) и не достиг Великого Аллаха».

Хазрет Шейх Шахабид рахметуллахи алейхи говорил:  “Из этих 40 макамов 10 относятся к шариату, 10 из них к тарикату, 10 к акикату. Если каждый суфий, дервиш, смиренный не будет знать эти макамы и не станет работать в этом направлении, и при этом станет говорить, что он стоит на ступенях смиренности, тогда это будет считаться лживым». 

Если суфию дадут все блага этой жизни, то это будет считаться, что он поклонился неверным. Если суфию дадут полностью блага Последнего Дня и рая, то он встанет на сторону (ишарат) смиренного, и получит страдания, обиды. Если суфий служит он должен всегда быть с зикром Аллаха. Если будет находиться с народом, он должен жить и действовать по шариату. И всегда усиленно работать и проявлять терпение, сдержанность под властью Аллаха. Суфий обязан есть пищу чистую, добытую достойным путем, и если суфий просит о бренных радостях, он не суфий.

Если суфий находится в состоянии страдания и его постигают напасти, только тогда на ступенях (макамах) суфизма, шейхства его охватит внутреннее видение, созерцание, “свидетельство”. Те, кто желают бренности этого мира – стремятся к высокому статусу и наслаждениям, но желающие смысла Последнего Дня – жаждут страданий. Если суфий повстречает страдания и муки, он не должен убиваться и рыдать, надо проявлять терпение и сдержанность. Если суфий просит наслаждений страсти, то он не получит этого. (Если соблазн суфия требует наслаждений, необходимо поставить тому заслон). И если суфий голоден и не имеет одежды, он все равно должен быть доволен и просить только терпения и сдержанности. Эти десять макамов (ступеней) есть в шариате. 10 макамов есть в тарикате: таслим, то есть если вдруг придут какие-то страдания, напасти, надо (таслим) забыть себя, свои неприятности. Отказаться от еды и питья (здесь,усилить богослужения). Денно и нощно держать пост, ночами истово молиться.

Если (Ищущий) будет есть, или одеваться пусть его намерения будут связаны со службой Богу, и пусть он помнит только лишь о тяжестях жизни и будет усердным. Суфий не должен забывать свой ночной намаз, он (его душа) должна находиться между надеждой и страхом. Если суфий сообщит народу о своем терпении, ради хвастовства, если продаст свое 50-летнее терпение за еду, то он не имеет права обращаться к Творцу. Если суфий направится на путь суфизма с верными намерениями, если будет верно говорить, тогда его душа (чувства) дадут знак его языку.

Если суфий сожжет свою страсть, и впадет в транс (фана), он не должен говорить о бренности, а должен речитировать зикр Великого Творца, быть смиренным (здесь, униженно) и только тогда он найдет Бога. В огне, в воде, наверху, внизу, направляясь вперед,сидя – везде он будет видеть Истину и познает ее взглядом души своей. Суфий найдет духовными знаниями, внутренним взглядом эти макамы, и если он посмотрит вверх взором души, он увидит высокие миры (‘арш). Если посмотрит вниз увидит двери семи слоев земли и еще ниже того. Не будет у него никакой завесы. И если он посмотрит взглядом Истины «хаккуль-якин», пройдя через все созданные миры, увидит Истину. В магрифате увидит оба мира и все ему станет ясно, он будет потрясен.

 Суфий и в миру и в последний день влюблен только в Аллаха, он не мечтает о рае, он влюблен в красоту Аллаха. И даже все райские наслаждения он не заметит. Cуфий расстает на Божьем пути. Всю свою душу он отдаст только милости Божьей. И не станет отдавать этого ни детям, ни какому—либо благу. Суфия не найдешь ни в могиле, ни на тонком мосту (сират), ни в раю, а найдешь его только около Великого Творца! Если суфий скажет: «Прости всех своих рабов!», тогда его слова Великий Творец не повернет вспять. Если суфий не услышит глас Божий, он не отдаст свою душу (только после того, как он услышит Божий глас, он готов отдать свою душу Ему, курсив мой). Он не побоится ангелов смерти Мункир-Нанкира, не будет страдать о последнем дне, не станет обращать внимания на красивых гуриев, пока не увидит Лика Божьего.  

     Настоящий суфий равнодушен к бренным делам, он чист,  далек от соблазнов страсти, его душа далека от зависти, хвастовства (грязи), он ведет благообразный образ жизни,сердце его чисто, глаза его не думают о бренности, и если он стоит на пути Аллаха,  лишь тогда он суфий. Итак все сказанное состоит из 70 макамов.

     О, дервиш, каждый из этих макамов (ступеней) есть макам одного пророка. Первый  Хазрет Адам алейуассалам и последний Мухаммада Мустафа сальаллаху алейхи уассалам. Как говорил Султан уль-машаик Хазрет Ходжа Ахмет Ясауи рахметулла алейх: пока (Ищущий) не познает в отшельничестве семьдесять ступеней - макамов, то есть семьдесят наук (не будет считаться дервишем, курсив мой), но если каждый будет говорить, что он шейх, то станет неверным, как идолопоклонник Хаман.

  Шейх Сарри рахметуллахи алейх: «Факир (смиренный ) как огромная гора, он как месторождение драгоценных камней». 

    Шейх уль-машаик Каддас аллаху та’ла аруахаху: «Смиренный как огромное море, оно бесконечно. Кроме Хз.Мухаммада Мустафы (с.г.с) не было ни одного человека, который бы увидел его края».

     Азрет Джунайд Багдади: Смиренность – правитель.

     Ахмет Кубра: «Смиренный - Свет Аллаха. Если кто получит тот свет, найдет чистую любовь».

     Шейх Ахмет: «Смиренный - государственная корона, кто одел ее, навечно станет царем в двух мирах».

     Шейх Шаких Балхи рахметуллах алейхи: «Смиренность есть огонь и если кому-то в душу попадет его искра, тело (cмиренного) будет одарено золотом».

     Шейх Ахмет Джами: «Смиренность есть вино. Каждый кто испьет то вино, до Судного Дня будет опьянен Ликом Божьим».

      Шейх Кутбиддин Хайдар: «Смиренность есть  вдохновение Великого Создателя, и если кому-то это будет суждено, то (он) достигнет своей цели в двух мирах».

      Ходжа Абдуллах Хайдар: «Смиренность есть хидаят Бога, то есть Путь Бога, Путь Истины. Если кто-либо найдет дорогу, то он найдет свой престол».

     Шейх Мансур Халладж: «Смиренный есть Лик Создателя, кто видит и не видит».

Лукман Сарахси:  «Смиренность есть птица (химмет) – защита Аллаха, стремление сердца к Аллаху. Если к кому-то прилетит, такой человек полетит в небеса, то есть в беспредельный Божий мир – Ламакен.

Все смиренные:«Смиренность есть дерево в саду Истины, это воссоединение с Ней. И ствол тогодерева – разум, корни – хидаят (Божий путь), плоды – щедрость, тень – неприхотливость,скромность. Он весь наполнен духовным восторгом, если ее листья коснутсячеловека, он станет служить смиренности.  Кто съест ее плоды - останетсянавек молодым, он будет опьянен пребывая в восторге, на него падет жаркоедыхание Истины, когда он будет сидеть под его сенью». 

 

О, дервиш, у смиренного есть 6 правил поведения. Они таковы: спокойно относиться к хорошим и плохим словам. Быть смиренным перед Пиром, не говорить без разрешения Пира., сохранять тайну человека, верно служить Мудрецу., убить свою страсть, отказаться от своих плохих привычек.

Смиренность есть страдание, бедность, (состояние голода), если он (суфий) голоден, то его омовение и зикр будут в душе его, но если он будет сыт и доволен,  тогда могут возникнуть противоречия, несоответствие.

У смиренного есть семь макамов: покаяние, богослужение (религиозные отправления) - абид, любовь, сдержанность, благодарность, аскетизм захид, обладание мистического знания - ариф ( мистик, “познавший”).

- Покаяние осталось от Адама алейхи уассалам.

- абид – богослужение от хазрета Идриса алейхи уассалам.

- благодарность  и любовь от Хазрет Ибригима алейхи уассалам.

- сдержанность, терпение - от Хазрета Айюба алейхи уассалам.

- благодарность – от Хазрета Мусы алейхи уассалам

- захид - аскетизм– от Хазрета Исы алейхи уассалам.

- ариф - обладатель мистического знания, мистик, “познавший” от Хазрета Пророка Мухаммада Мустафа сальаллаху алейхи уассалам.

У смиренного семь достоинств (авторитет, честь): 

щедрость, широта души, 

скромность (вежливость),  

хирка (рубище, суфийское одеяние из грубой ткани.), 

сдержанность (терпение), 

умеренность (неприхотливость), 

благодарность, покорность судьбе, 

тауекел - упование на Аллаха и предание себя божественной воле, риск (полное отрешение от собственной воли и смиренное обращение к Богу как к единственному источнику человеческого бытия).

Щедрость досталась от Хазрета Али.

- скромность – от Хазрета Сулеймана алейхи уассалам.

-  нищета -  от Яхйья алейхи уасслалам.

- сдержанность и благодарность от Хазрета Аюба алейхи уассалам.

- умеренность, неприхотливость - от Хазрет Мухаммада Мустафа сальаллахи алейхи уассалам.

     Если каждый дервиш не будет знать эти семь макамов (ступеней) дервиша, но даже зная, не станет служить, в таком случае его шейхство и воспитание мюрида будут считаться запретными.

О, дервиш, закончились мои назидания в этой Факырнаме

Слова Аллаха и хадисы Пророка написаны и собраны строго по иджме ((араб. إجماع‎‎ — согласие) — единогласное мнение большинства исламских учёных-правоведов.). Если каждый шакирт (ученик) внимательно вслушиваясь в это станет служить, то и бренный мир и Последний будут даны ему, как подарок.

      Но если не станет работать в этом направлении? В момент последнего часа увидев свое место будет сильно страдать. И его постигнет страшное страдание в Последний День. Если каждый дервиш не будет знать сорок макамов (ступеней) и не будет работать, его шейхство будет считаться дьявольским.

Первый макам – малакут - природа ангелов; ангельский мир (способность, дар)

Второй макам – лахут. (В мусульманском богословии божественность природы, противопоставляемая человеческой (насут). Термин ввел в употребление ал-Халладж).

Третий макам – насут.  (Естественное состояние человека, в котором он живет, следуя предписаниям шари’ата).

Четвертый макам – жaбарут (“мир могущества”, сфера божественной власти).

Макам жабарут – шариат

Макам  малакут – тарикат

Макам лахут – магрифат

Макам насут –акикат

 

 

Уаллаху әғләм бис-сауап!  Для сауаба, верное знает Аллах!  

(сауаб - вознаграждение за благодеяние, которое ожидает верующего на том Свете)